... > Философия > Этический переворот Сократа

Этический переворот Сократа

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Сократ совершил в философии коренной переворот Душа Добродетель и истина.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сократ совершил в философии коренной переворот. Натуралисты пытались найти решение проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Что есть сущность человека? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными.

Добродетель и истина.

Добродетель, по Сократу, не может быть ни чем иным, как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это — знание и познание, в то время как порок — лишенность знаний, а значит, невежество. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.

До Сократа общепринятым было представление о различных добродетелях в их множественности (софисты претендовали быть учителями добродетели). Одна — справедливость, другая — честность, третья — воздержанность, четвертая — умеренность, пятая —мудрость и т. Д. Добродетели воспринимались как основанные на привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить все, относящееся к человеческой жизни и ее ценностям, власти разума. И поскольку для Сократа сама природа человека — это его душа, т.е. разум, а добродетели суть то, что совершенствует природу человека, то очевидно, что добродетели становятся формой познания, назначение которых, как уже говорилось, — совершенствовать душу и разум.

Софисты отрицали объективную истину и общеобязательные законы,

Сократ, напротив, убежден, что ценность наших представлений и правомерность наших действий всецело зависит от их совпадения с тем, что само по себе истинно и справедливо.

Сократ утверждал, что истина одна для всех, однако каждый человек может иметь своё представление о том или ином понятии. Истина для философа - результат спора . Он вступал в диалог и искал противоречия в речах собеседников, спорил, задавал много вопросов и выдвигал новые гипотезы.