Этос науки и ценностные ориентации ученого. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

этос Платон мне друг, но истина дорож Основные принципы современного научного этоса Идеал идеалов и норм науки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Занятия наукой предполагают наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции – получать новое и хорошо обоснованное знание.

2 основные установки науки: самоценность истины и ценность новизны.

Ценностные ориентации науки образуют фундамент ее этоса, который должен усвоить ученый, чтобы успешно заниматься исследованиями. Великие ученые оставили значительный след в культуре не только благодаря совершенным ими открытиям, но и благодаря тому, что их деятельность была образцом новаторства и служения истине для многих поколений людей.

Основная идея этики науки была выражена Аристотелем - «Платон мне друг, но истина дороже»

Основные принципы современного научного этоса:

  • Универсализм (важнейшая норма) - истинность, достоверность научного знания, полученного кем-либо должна оцениваться независимо от личности ученого.

  • Всеобщность - результаты научной деятельности ученых рассматриваются научным сообществом не как его частное достояние, а как продукт социального сотрудничества, как общее достояние.

  • Незаинтересованность - исходный стимул научной деятельности - бескорыстный поиск истины.

  • Организованный скептицизм (критицизм - вспомним Поппера) - ученые должны быть предельно самокритичны в оценке собственных достижений.

Идеал - образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений;

Научное познание регулируется определенными нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

  • познавательные установки;

  • социальные нормативы, которые фиксируют ценность Н для общественной жизни.

Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Идеалы и нормы регулируют построение различных теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. В системе таких знаний возникают эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Так, например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец.