Этос науки и ценностные ориентации ученого. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Занятия наукой предполагают наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции – получать новое и хорошо обоснованное знание.
2 основные установки науки: самоценность истины и ценность новизны.
Ценностные ориентации науки образуют фундамент ее этоса, который должен усвоить ученый, чтобы успешно заниматься исследованиями. Великие ученые оставили значительный след в культуре не только благодаря совершенным ими открытиям, но и благодаря тому, что их деятельность была образцом новаторства и служения истине для многих поколений людей.
Основная идея этики науки была выражена Аристотелем - «Платон мне друг, но истина дороже»
Основные принципы современного научного этоса:
Универсализм (важнейшая норма) - истинность, достоверность научного знания, полученного кем-либо должна оцениваться независимо от личности ученого.
Всеобщность - результаты научной деятельности ученых рассматриваются научным сообществом не как его частное достояние, а как продукт социального сотрудничества, как общее достояние.
Незаинтересованность - исходный стимул научной деятельности - бескорыстный поиск истины.
Организованный скептицизм (критицизм - вспомним Поппера) - ученые должны быть предельно самокритичны в оценке собственных достижений.
Идеал - образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений;
Научное познание регулируется определенными нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.
Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:
познавательные установки;
социальные нормативы, которые фиксируют ценность Н для общественной жизни.
Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Идеалы и нормы регулируют построение различных теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. В системе таких знаний возникают эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Так, например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец.