... > Философия > Философия абсолютной идеи...

Философия абсолютной идеи Гегеля. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Субъективной логике Природа Философия духа самопостижение диалектика тезис антитезис метафизическая
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Все действительное разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (панлогизм). Философская система Гегеля состоит из трех частей: Логики, Философии природы, Философии духа.

  • Субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).

  • Природа - «инобытие» Абсолютной идеи. Как «среднее звено» системы, природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.

  • Философия духа — философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

    • субъективный дух — индивидуальное сознание;

    • объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе;

    • абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).

Мировое развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи — от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя.

Самое ценное философское достижение Гегеля — диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.

Схема развития: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Каждое понятие и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицание и отрицание отрицания, или нового утверждение, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Противоречие в системе Гегеля в том, что метод диалектический (графически изображается, как спираль), а система – метафизическая (для которой отсутствует развитие, и она отображается, как круг).