Философия Аристотеля
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Аристотель был учеником, а затем решительным противником Платона. Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие он называет субстанцией. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них — некоторое единичное бытие. Существуют, только единичные вещи. Именно они сами и есть сущности. Этот человек, эта лошадь, эта вещь - основные, первые сущности, тогда как общие понятия (видовые и родовые), например, понятие "человек" - производные, вторые сущности.
Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей. Реально не существует формы без материи, как и материи без формы.
По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторая основа. Эйдос — это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.
У всякой вещи и всякого движения и изменения есть 4 причины:
сущность (форму);
материю (основу);
действие (начало движения);
цель.
Но и действительную причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Все движущееся приводится в движение чем-нибудь другим, а другое - третьим и т. д.
Аристотель создал логику как науку о формах правильного мышления. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание. Среди понятий, посредством которых мы мыслим и характеризуем сущности, имеются несколько наиболее общих, невыводимых из других. Аристотель насчитывал их десять и называл категориями. Это - «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «положение», «обладание», «действие», «страдание».