Философия древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В развитии философской мысли Древнего Китая следует выделить два основных этапа:
Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии. Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.
Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главное из них Кун Фу-цзы.
В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. По мысли Конфуция каждый человек ответственен за положение дел в Поднебесной и способен на него влиять. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа».
Главным средством управления Конфуций считал силу примера вышестоящих нижестоящим и убеждение.
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основатель Лао цзы (Старый Учитель) выдвинул идею дао — всеобщего естественного закона. Все находится в движении, предметы переходят в свою противоположность. Вмешательство людей в естественный ход вещей является причиной зла и страданий. Путь к счастью и познанию истины предполагает освобождение.