Философия Джона Локка
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Джон Локк (1632—1704). Все основные произведения английского философа: «Опыт о человеческом разуме» (1690); «Письма о веротерпимости» (1689-1692); «Два трактата о государственном правлении» (1690); «Мысли о воспитании» (1693).
В центре философии Дж. Локка — теория познания, развиваемая в традиции английского эмпиризма и противостоящая картезианству, платонизму и университетской схоластической философии.
В главном произведении содержится изложение системы эмпирической философии, одной из задач которой было доказать несостоятельность допущения в познании каких-либо умозрительных предпосылок и, показать невозможность метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами.
Опыт — источник человеческих идей. Т. к. мыслят посредством идей и т. к. идеи из опыта, то никакие человеческие знания не могут предшествовать опыту. Восприятие — первый шаг к познанию, и этот подход, утверждающий полную зависимость знаний от восприятия, был новым и революционным. Считалось, в разуме есть знание о вещах, и наиболее ценное знание - не из опыта.
Радикальный эмпиризм Дж. Локка был нововведением. Идеи возникают из-за воздействий на органы чувств (идеи ощущения), или из-за разума (идеи рефлексии). Из-за идей ощущения воспринимаются в вещах «первичные» и «вторичные» качества. Идеи, приобретенные из опыта, являются материалом для знания (но знанием). Чтобы стать знанием, эти идеи должны быть переработаны деятельностью рассудка. Это состоит в сравнении, сочетании, отвлечении. Эти операции должны стать предметом осмысления. Вследствие идеи могут усложняться. Задача познания — знать только важное для практической жизни человека. Условием получения общего знания является язык. Опытное знание только вероятностно; в нем усмотрение соответствия идей.