Философия французского просвещения XVIII века
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
До буржуазной революции 1789 г. во Франции возникло движение, известное под названием Просвещение.
Преимущество французского материализма:
Популярная форма изложения;
Их материализм был последователен избавлен от колебаний в сторону идеализма, избавлен от деизма и критических вторичных качеств Локка;
Убежденные атеисты;
По новому понимали материю, как внутреннее активное начало, неразрывно связанным с началом;
Правильно понимаем процесс познания как отражение действительности. Ламетри сравнил мозг с экраном , а Дидро органы чувств с клавишами как природа ударяет;
Недостатки: 1.Метафизический метод; 2.Механизм; 3.Непонимание роли практики в познании; 4.Субъективный идеализм во взглядах на общество;
Видными деятелями французской философии XVIII в. были: Ж. Ламетри, Поль Анри Гольбах, Д. Дидро, Клод Гельвеций и др.
Ж. Ламетри доказал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция в конечном счете сводится к материи, которая находиться в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению.
Поль Анри Гольбах. Трактат «Система природы». Главная идея – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение – способ существования материи. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. В природе все необходимо.
Дени Дидро. Исходил из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена. В свое учение о природе он вносит черты и идеи диалектики. Мир бесконечно зарождается и умирает, каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.
Методами научного познания франц. материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Выступали против идеалистически-теологического понимания истории человечества. Они доказывали, что движущей силой истории человечества являются человеческие разум, прогресс. Физические удовольствия – самые сильные, но они не постоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные – более прочные, длительные и более зависящие от самого человека. Они утверждали, что процесс воспитания человека оказывает решающее влияние на его физические, умственные и нравственные способности, и оставались в этом вопросе утопистами.