... > Философия > Философия и искусство....

Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Искусство Романтизм Рационалистические направления экзистенциализм постмодернизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в худ-ном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Ис-во служит ср-вом самовыражения человека, а предметом ис-ва являются как отн-ния чел-ка и мира, так и сам чел-к во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Ис-во же затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, чел.

В истории философской мысли мы встречаем два противоположных воззрения на соотношение философии и искусства. Рационалистические направления, сближавшие философию с наукой, ставили философию выше искусства. Наиболее ярко такой взгляд выражен Гегелем. По Гегелю, искусство является стадией развертывания Абсолютного Духа. Гегель усматривал в истории культуры 3 стадии развития И: символическую - когда идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую - форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики) и романтическую - духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания – религию и философию (европейское искусство со средних веков и далее). На этом уровне начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности.

Романтизм XVIII–XIXв. явился своеобразной реакцией на рационализм Просвещения. Его главные теоретики, Шлегель, Шеллинг осмысливали саму природу как становящееся символическое произведение искусства. Романтики стирали грани между жизнью, философией, религией, искусством. По Шеллингу, Универсум образован в Боге как вечная красота и абсолютное произведение искусства, поэтому в рукотворном искусстве истина являет себя в более полном виде, чем в философии. Таким образом, романтики, подчеркнув приоритет нерациональных, иррациональных способов познания и отношения человека к действительности, считали, что именно искусство имеет преимущества перед наукообразной философией.

ХIХ и ХХ век изменили сам образ философии. Выдающаяся роль в этом принадлежит таким направлениям как философия жизни и экзистенциализм. Ницше провозгласил наступление «эстетического века», когда существование мира может быть оправдано только из эстетических оснований. Ф у Ницше предстает не в виде научных трактатов, а в форме игры и провокации, метафорической, афористичной, скорее как «танец», чем как рациональное размышление. Бердяев один из основателей экзистенциальной философии, писал в своей книге «Смысл творчества», что философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть научной, что философия – это искусство, которое принципиально отлично от поэзии, музыки или живописи и является искусством познания. С искусством философию роднит то, что она является творчеством и стихией свободы.

С точки зрения эстетики постмодернизма (Деррида, Бодрийар, Лакан) искусство находится в одном ряду с другими феноменами культуры. Художественная литература становится испытательным полигоном для философских гипотез и выводов, а литературоведение превращается в своеобразный способ современного философствования. Во всяком случае, сходство их оказывается более глубоким, чем различия.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.