1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия и методология науки Нового Времени

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

философия Г. Галилею гипотетико — дедуктивного метода Ф. Бэкон Р. Декарт Учёные Нового времени
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Это философия, ориентированная на науку, опирающаяся на методы познания окружающего мира, включающая логику, опыт и имеющая практическую направленность. В период Нового времени происходит разложение феодализма. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. В механике видели ключ к тайнам всего мироздания. Происходит освобождение науки от влияния святого писания, авторитета канонических текстов.

Г. Галилею принадлежит приоритет введения в науку гипотетико — дедуктивного метода. В основе лежит логический вывод утверждения из принятых гипотез и последующая его эмпирическая апробация. Г. Галилей выступал против аристотелевского принципа «нет действия без причины», трактовка которого распространялась лишь на случай покоя. А именно: всякое тело не переходит из состояния покоя в движение без приложения дополнительной силы. Последнее практически предвосхищало первый закон Ньютона. При этом полагалось, что прекращение движения связано с действием эмпирических условий (трение, сопротивление среды) в случае прекращения действия движущей силы. В эту трактовку Галилей вносит существенную поправку: не одно тело не меняет своей скорости не по величине ни по направлению без действия дополнительной силы.

Ф. Бэкон. Видное место в его философии выделение особой роли естественных наук в познании мира, стремление связать философию с современным ему научным знанием.

Первая ступень познания - чувственное знание, которое лежит в основе всех остальных ступеней, затем включается разум, обрабатывающий факты, полученные при помощи индуктивного метода. Путь познания проходит 5 этапов: перечисление всех случаев явления; регистрация отсутствующих признаков явления; выделение общих признаков, сопоставление; исключение нетипичных случаев и составление таблиц отбрасывания; формирование общего вывода. Недостаток: не исключает ошибок, и не приводит к истинному мнению.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть "органоном" (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт. Философ-рационалист утверждал, что путь открытия истины, к отысканию достоверного исходного принципа лежит через дедукцию и синтез. Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Чтобы построить подлинно научную систему знания, по Декарту, необходимо соблюдать четыре правила: первое правило состоит в том, чтобы считать истинным только то, что с очевидностью познается таковым, представляется уму вполне ясно и отчетливо; второе - требует разделить возникшее затруднение на столько частей, на сколько это требуется для его лучшего разрешения, и вывести более сложное высказывание; третье требует упорядочить мышление, начиная исследование с наиболее простых явлений и постепенно восходить к познанию более сложных, сохранять непрерывную цепь умозаключений; четвертое правило требует составления полного перечня фактов и открытий, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено. Недостатки дедукции: все истины уже заключены в исходных посылках, которые проявляются в силлогизмах.

Учёные Нового времени установили «ясные» и «очевидные» сейчас законы, создали сами рамки мышления, которые сделали возможными последующие открытия, реформировали интеллект, снабдили его серией новых понятий, выработали специфическую концепцию природы, явились основой рождения подлинно научного знания.

Существенный вклад в методологию внесли НКФ и материалистическая философии (К. Маркс), разработавшие диалектический метод - соответственно на идеалистической и материалистической основах.