... > Философия > Философия и мораль

Философия и мораль

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

морали эмпирической фиксированности Нравственность Моральная норма Добро Совесть
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой – учением о морали.

Мораль на уровне эмпирической фиксированности может представать в двух основных формах:

  • как личностные свойства, называемые часто моральными качествами;

  • как совокупность общественных норм поведения (не кради, не убий) и оценочных понятий (добро, зло).

Моральные качества формируются не только реальном общении людей, но и через их отношения, отсюда возникает моральная норма. Моральная норма – это наиболее простой, элементарный вид морального требования. Она существует в виде предписания или запрета: Будь правдив, Не лги.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нравственный чел-к наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.

Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их.

Исходными категориями нравственности явл-ся добро и зло. Добро – это нравственное выражения того, что способствует счастью людей.

Отриц-ные явления в общ-ной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества и чел-ка. Зло, по Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. Гете - зло выступает и как отрицание, сомнение, как необх-мый момент дерзкого движения челов-кого разума к познанию истины. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старого и оц-ся современниками как зло. Это говорит об относит-сти понимания добра и зла.

Всюду, где чел-к связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества, принимают форму нравственного долга. Добродетель по Канту, моральная твердость воли чел-ка в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой – природной и социальной. Чел-ка побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если чел-к переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Долгом то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.

Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия.

Между должным и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд – суд совести. Достоевский – совесть есть внутри меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего Я над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность чел-ка. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать.