Философия Иммануила Канта
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В деятельности Иммануила Канта (1724-1804) выделяют два периода:
«докритический» (1746-1770), когда он создает теорию образования Солнечной системы из первоначальной туманности;
«критический» (начиная с 1770 г.), когда Кант вырабатывает основы критической философии как особой дисциплины ума, осознающего свои границы.
В задачу предпринимаемой им критики чистого разума входило изменение прежнего способа философского исследования, революция, аналогичная коперниканскому перевороту в космологии. Он вводит новое понятие объективности, акцентирующее внимание на том, что познаваемые нами предметы формируются благодаря упорядочению нашего чувственного опыта с помощью форм познания, присущих самому человеку как его субъекту. Отправной посылкой теории познания Канта стало положение об априорных (от лат. a priori - до опыта) идеях. В отличие от «врожденных идей» Декарта, априорные идеи Канта - это не какие-то конкретные идеи или интуитивные озарения, а формы познавательной деятельности, с помощью которых человек постигает мир.
Кантом были выделены два разных мира. Один мы можем познать, познание другого нам недоступно. Эти два мира: мир феноменов и мир ноуменов.
Феномены - это явления, т.е. вещи, какими они являются нам.
Ноумены - это вещи, какими они являются сами по себе. Ноумены - это «вещи в себе» или «вещи сами по себе».
Все вещи в мире, как считает Кант, познаваемы только как феномены. Каковы они сами по себе, мы познать не можем. За это Канта часто называют скептиком или агностиком, однако его конечной целью было не отрицание возможности объективного познания, а выявление границ, в которых научное познание все-таки возможно. Основа разработанной Кантом философии морали - это утверждение автономии человеческой воли. В области человеческой нравственности, по Канту, действует абсолютный закон, или категорический императив. Этот закон, правда, не устанавливает содержания конкретных поступков, но зато он содержит всеобщее требование человека к самому себе как разумному и ответственному существу.