Философия Иммануила Канта (1724 – 1804 гг.)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой философии.
В деятельности Канта выделяют 2 периода:
Докритический. (до нач. 70-х гг) – Кант занимался естествознанием. Разработал гипотезу возникновения звезд и планет из первоначальных газовой туманности и др. При этом находился на позиции стихийного естественного материализма и верил в возможность неограниченного познания мира;
1770г. Критический – занимается философией, в центре внимания находится теория познания и он в частности исследует формы познания, такие как ощущения, рассудок, разум и границы наших познавательных способностей и эти исследования привели к агностическому выводу, о том что природа вещей самих по себе принципиально не познаваем, а мы знаем только тот способ какие эти вещи воздействуют на нас.
Кант полагал что наше знание имеет 2 источника:
Опыт – чувственные данные человека, его ощущения, восприятия, представление, но опыт дает хаотическое знание;
Априорная форма сознания – заложенная в сознании представление о пространственно временной, причина упорядоченность мира, о необходимо существовать в мире; Наука берет свое содержание из опыта, а форму из априорных форм сознания, которые упорядочивают опытные знания.
Кант рассматривал 3 вида априорных форм сознания:
Априорные формы чувственности (пространство и время);
Априорные формы рассудка (причинность и необходимость). Кант объявил пространство, время, причинность и необходимость субъективными характеристиками человеческого сознания;
Априорные формы разума и их числу относятся 3 идеи: (идея о душе в целом; идея о мире в целом; идея о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлениях).
Этими проблемами занимается философия и разум задумываясь над этими проблемами запутывается в неразрешенных противоречиях, которые Кант назвал антиномиями чистого разума. Кант выделял 4 вида антиномий:
Мир конечен в пространстве и во времени. Мир бесконечен в пространстве и во времени;
Каждая сложная субстанция состоит из простых частей. Не существует ничего абсолютно простого;
В мире есть свобода. В мире нет свободы, есть только причинность;
Существует первопричина мира Бог. Не существует такой первопричины мира Бога;
Из рассмотрения антиномий Кант сделал агностический вывод о том, что доступной познанию является только внешняя оболочка вещи, которую называл «вещь - для - нас» феномен или явление и недоступны познанию остается внутренняя часть вещи ее сущность «вещь – в – себе». Своей главной заслугой считал обоснование агностицизма – ограниченности познанию. На самом деле разработанный Кантом метод об антиномиях заложил фундамент диалектического учения о роли противоречий в развитии. Роль антиномий, как диалектических противоречий увидел в учении Канта Гегель.