1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ. ФОРМАЦИОННАЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМЫ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Философия истории и основные подходы к ее исследованию. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Философия истории социального детерминизм Новая наука истории формационого подхода Цивилизационный подход Ясперс Тойнби
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

  • Формационный;

  • Глобально-формационный;

  • Цивилизационный;

  • Новая наука истории;

  • Мир-системный;

  • Синергетический;

В рамках формационого подхода история трактуется как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций – исторически определенных, качественно различных ступеней развития общества. Такой взгляд – итог распространения принципа материализма на область общественных явлений, что было осуществлено К. Марксом и его последователями.

Цивилизационный подход к истории, связан с именами Николая Яковлевича Данилевского, Освальда Шпенглера, Арнолда Джозефа Тойнби, Карла Ясперса и Питирима Александровича Сорокина. Согласно их взглядам, история представляет собой развитие многообразных человеческих цивилизаций. Н.Я. Данилевский называет их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер - «великими культурами», А. Тойнби - «локальными цивилизациями». Эти культурно-исторические типы, великие культуры, локальные цивилизации определяют жизнь и организацию общества, менталитет и поведение индивидов, конкретные исторические процессы и тенденции.