1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ФИЛОСОФИЯ ЛЕЙБНИЦА, ЕГО УЧЕНИЕ О МНОЖЕСТВЕННОСТИ СУБСТАНЦИЙ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЛЕЙБНИЦА

Философия Лейбница, его учение о множественности субстанций. Теория познания и антропология Лейбница

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мир рационализма субстанций монады Антропология Лейбница душа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Немецкий философ, развивал идеи, заложенные Платоном. Мир – состоит из мельчайших элементов, или, монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся а непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. К понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы. Бог возвышается над телесным миром. Единство и согласие монад есть результат гармонии, предусмотренной Богом. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо о нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

Лейбниц также принадлежал к философскому направлению рационализма. Основными проблемами, над которыми он работал, являлись проблемы субстанции и познания. Изучив учения Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Он не принимает дуализм Декарта и отвергает учение Спинозы о единой субстанции. В противовес им Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

Основные положения данной теории следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций; эти субстанции он называет; монада проста, неделима, не имеет протяжения; поскольку субстанции активны и способны к деятельности, они имеют духовный, нематериальный характер; по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

В центре философии Лейбница проблема развития. Все последующие изменения содержатся в изначальном материале изначально. Весь мир состоит из атомов, однако атом у Лейбница не просто мельчайшая частица вещества, но залог последующего развития. Поэтому атом получает название монады (единицы).

Антропология Лейбница так же основана на учении о монадах. Душа есть монада, наше тело представляет точно также совокупность низших монад; между тем, монады существуют независимо друг от друга. Воля и мысль не имеют прямого влияния на телесные движения, телесные изменения не оказывают прямого действия на душу; тело живет так, как будто в нем нет души, душа — как будто бы она не была связана с телом.

Если они сообразуются между собою в своих явлениях, то совершенно самопроизвольно.

«Все, что бывает с нами, все наши будущие мысли и представления суть только следствия наших прошлых мыслей и представлений, так что если бы я был в состоянии отчетливо рассмотреть все, что происходит со мною или представляется мне в настоящую минуту, я мог бы увидеть в этом все, что произойдет со мною или будет мне представляться во всякое другое время; и это будущее не преминуло бы произойти со мною, даже если бы все вне меня было уничтожено, лишь бы остались только я и Бог».

С другой стороны, составляющая наше тело «организованная масса является готовой к действию сама собою, следуя законам телесной машины в тот момент, когда этого хочет душа». Источник соответствия между телом и душою заключается в творческом акте Божества: это соответствие есть чудо, раз навсегда совершенное при самом создании вещей, тогда как по учению окказионалистов каждое единичное соответствие между душевными и телесными явлениями есть особое чудо Божие. Для пояснения своей мысли Л. употребляет следующее сравнение: душа и тело устроены так, как искусный часовщик устраивает несколько часов, чтобы они все показывали одно и то же время, хотя они и независимо друг от друга совершают свой ход.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.