1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ

Философия Ницше

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

«Так говорил Заратустра» «вечное возвращение» Бытие Становление Происхождение сознания против логичности, разума «воля к власти»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Работы Ницше не отличаются логической строгостью, доказательностью. Немецкий философ Фридрих Ницше прославился такими выдающимися сочинениями, как «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Его труды представляют собой собрания отдельных афоризмов, высказываний, проповедей и т. п. Все это создает возможность различных интерпретаций и оценок взглядов Ницше. Ницше полагает, что в течение длительного времени люди привыкли считать, есть вещи, тела, существующие сами по себе, что существуют объективные причины и т. п. Но на самом деле это не так.

Мир — хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо законов, в нем не господствует какая-либо закономерность. Если этот мир хаоса сил и кажется нам логичным, то только потому, что мы сами вносим в него логику.

Этому хаотичному миру присуще «вечное возвращение». В силу конечности пространства в течение бесконечного времени повторяются одни и те же комбинации сил, одни и те же явления.

«Все возвращается - Сириус и паук, и твои мысли в этот час, и эта твоя мысль - все возвращается».

Изменения в мире приводят к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. «Напротив, можно доказать, что все, ведущее к нам, было упадком».

Бытие — это статическое состояние, жизнь — это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», - заявлял Ницше.

Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь — это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыражение, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь — это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке.

Ницше старается принизить роль сознания.

«Телесные функции принципиально в миллион раз важнее, чем все состояния и вершины сознания...».

«То, что мы называем «телом» и «плотью», имеет неизмеримо большее значение, остальное есть незначительный придаток».

Происхождение сознания непонятно, тем более что «осознаваемое мышление есть лишь самомалейшая часть всего процесса, скажем так: самая поверхностная, самая скверная часть».

Ницше выступает против логичности, разума, стремления к истине. «К вещам, которые могут привести в отчаяние мыслителя, принадлежит познание, что нелогичное тоже необходимо для человека и что из него проистекает много хорошего». Нет никакой связи между истиной и благом человечества. Между истиной и ложью нет сущностного противопоставления.

Обычно люди полагают, говорит Ницше, что высшей целью является истина. Но это роковое заблуждение. В основе жизни, всего общественного и культурного процесса лежит «воля к власти». Способствует ли рациональное познание повышению «воли к власти»? Нет. Доминирование интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность резонированием.