Философия Ницше
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Работы Ницше не отличаются логической строгостью, доказательностью. Немецкий философ Фридрих Ницше прославился такими выдающимися сочинениями, как «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Его труды представляют собой собрания отдельных афоризмов, высказываний, проповедей и т. п. Все это создает возможность различных интерпретаций и оценок взглядов Ницше. Ницше полагает, что в течение длительного времени люди привыкли считать, есть вещи, тела, существующие сами по себе, что существуют объективные причины и т. п. Но на самом деле это не так.
Мир — хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо законов, в нем не господствует какая-либо закономерность. Если этот мир хаоса сил и кажется нам логичным, то только потому, что мы сами вносим в него логику.
Этому хаотичному миру присуще «вечное возвращение». В силу конечности пространства в течение бесконечного времени повторяются одни и те же комбинации сил, одни и те же явления.
«Все возвращается - Сириус и паук, и твои мысли в этот час, и эта твоя мысль - все возвращается».
Изменения в мире приводят к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. «Напротив, можно доказать, что все, ведущее к нам, было упадком».
Бытие — это статическое состояние, жизнь — это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», - заявлял Ницше.
Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь — это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыражение, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь — это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке.
Ницше старается принизить роль сознания.
«Телесные функции принципиально в миллион раз важнее, чем все состояния и вершины сознания...».
«То, что мы называем «телом» и «плотью», имеет неизмеримо большее значение, остальное есть незначительный придаток».
Происхождение сознания непонятно, тем более что «осознаваемое мышление есть лишь самомалейшая часть всего процесса, скажем так: самая поверхностная, самая скверная часть».
Ницше выступает против логичности, разума, стремления к истине. «К вещам, которые могут привести в отчаяние мыслителя, принадлежит познание, что нелогичное тоже необходимо для человека и что из него проистекает много хорошего». Нет никакой связи между истиной и благом человечества. Между истиной и ложью нет сущностного противопоставления.
Обычно люди полагают, говорит Ницше, что высшей целью является истина. Но это роковое заблуждение. В основе жизни, всего общественного и культурного процесса лежит «воля к власти». Способствует ли рациональное познание повышению «воли к власти»? Нет. Доминирование интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность резонированием.