... > Философия > Философия Нового времени

Философия Нового времени

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

гносеология Эмпирики рационалистам опытной (экспериментальной) и теоретической Френсис Бэкон Декарт принцип cogito
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Главная тема философии Нового времени - гносеология, в рамках которой рассматривается ряд вопросов, связанных с наукой. Первый из таких вопросов, вызвавший раскол среди философов, — вопрос об источнике положительных знаний и достоверном методе научного познания. В его решении сформировалось два противоположных направления: эмпиризм и рационализм.

Эмпирики (от греч. empeiria - опыт), считавшие источником знаний опыт, вместе с близкими им сенсуалистами (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), считавшими основой познания непосредственно чувственный опыт, противостояли рационалистам (от лат. ratio - разум), полагавшим основным источником знания разум.

Сущность спора состояла не в отрицании познавательной значимости либо чувств, либо разума, а в определении основания подлинно научного познания и разработке новой методологии, принципиально отличной от средневековой схоластики. Однако этот спор привел к расколу, который пытались преодолеть многие последующие мыслители. Причиной тому стало формирование двух моделей науки: опытной (экспериментальной) и теоретической.

Основателем эмпиризма был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание - сила». Одной из важнейших задач новой науки Бэкон считал организацию общества на научной основе. Сенсуалист Джон Локк считает источником знаний чувственное восприятие, в то время как разум - «чистый лист». Разум пользуется идеями, которые представляют собой преобразованные в понятия чувственные образы. При этом исходные восприятия неоднородны, поскольку отражают либо первичные, или вторичные качества вещей.

Специфической чертой европейского рационализма Нового времени было особое внимание к вопросу о субстанции, который выражал научную необходимость в поиске прочной познавательной опоры и создании общей картины мира. В связи с этим, особое значение приобретает выработка принципиальной научной позиции по отношению к религиозной картине мира. Наиболее распространенным ответом на эту проблему стала позиция деизма, выраженная Декартом. Ее сущность состоит в том, что бог понимается как тот, кто дает развитию мира первоначальный импульс, но далее в мировые дела не вмешивается. Для XVII в. характерно не отрицание бога как творца мира, а попытка объяснить Вселенную в основном без него. Основателем рационализма Нового времени был Рене Декарт, разработавший принцип cogito (от лат. cogito ergo sum - мыслю, следовательно, существую)