... > Философия > Философия о познаваемости...

Философия о познаваемости мира. Субъект и объект познания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Философия о познаваемости мира Гносеология Задача гносеологии браз человеческого познания структуру человеческого знания
Субъект, объект познания активность, субъекта и объекта
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Философия о познаваемости мира

Гносеология — философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества

Особенности человеческого бытия — это то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание.

Задача гносеологии — выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания.

Гносеология рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д.

Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опирающиеся на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект, объект познания

В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка Субъекта и Объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект - это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира, объект же - продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая порождала объекты.

Исходная характеристика субъекта - активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием.