Философия психоанализа - Зигмунда Фрейда и Карла Юнга
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Австрийский врач-психиатр
Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятельства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось. Болезнь, напротив, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него неприятное.
По Фрейду, сознание очень важно для человеческой жизни, с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное "Я". Помимо «Я» в человеческой психике Фрейд выделяет ещё "сверх-Я", которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных "вовнутрь" психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, а также "Оно", которому соответствует невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного.
По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного - принципу реальности. Он считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение - либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных. От невыносимого напряжения конфликтных ситуаций индивид спасается с помощью вытеснений: неприемлемые для индивида мысли, переживания "изгоняются"из сознания и переводятся в сферу подсознательного, продолжая оказывать влияние на поведение индивида. Сфера бессознательного формируется главным образом в детстве.
Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, более углубленного его осмысления. Важнейший двигатель психической жизни человека- "либидо" определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.
У Фрейда культура выступает как "Сверх-Я", она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимированной энергии "либидо". Прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.
Он пересмотрел идеи Фрейда о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры. Согласно Юнгу, "либидо" это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются в качестве различных проявлений единой энергии либидо. Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна "поворачиваться вспять", вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными Формами адаптации к миру человеческого рода. Бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вытесненное за порог сознания, но, прежде всего это "коллективное" и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Это коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами.
Юнга интересуют не причинно-следственные связи, а синхронные. Поэтому его архетипы выполняют функции основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих доопытную готовность к восприятию и осмыслению мира. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (оборотень). Младенец - это возможное будущее; Он и Бог, и герой; он покинут, незащищён, но развивается в направлении независимости и непобедимости.
Юнг считает, что общую структуру личности создаёт архетип, и духовная жизнь личности несёт в себе архетипический отпечаток. И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времён, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием. Архетипы структурируют понимание мира себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей.