Философия, религия и теология: общее и различное
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта.
Но между ними есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
Начиная с античности теология и философия развивались в едином русле и нуждались друг в друге. Так, Аристотель определял теологию как "первую философию". Однако доминирование рационалистических тенденций в философии постоянно вызывало между ними напряженные отношения, приводившие к резкому размежеванию. Сама граница между философией и теологией всегда выглядела размытой из-за того, что внутри философии сформировались доктрины, апеллирующие к религиозному опыту, а богословы стремились разработать "философскую теологию", соединяющую вместе светское и религиозное сознание.
Типологическое различие философии и религии тем не менее сохраняется. В своем развитии философия руководствуется критериями разума и здравого смысла, теологические же новации подчинены авторитету Слова Божьего, почитаемого за непререкаемую истину, и задаче защиты ("апологетике") религиозного сознания.
Выдвинутая христианством идея о возможности рационального познания атрибутов (свойств) Бога получила название естественной теологии. Последняя стимулировала развитие науки, рождала уверенность в наличии объективных, поддающихся рациональному постижению связей и законов. В то же время вся история западной цивилизации отмечена резкой конфронтацией религии и науки.
Наука является не просто совокупностью знаний, но и специфической социальной деятельностью, вырабатывающей собственные ценностные установки. Незыблемые ценности науки: опора на опыт, верность истине, готовность выступать против устоявшихся предрассудков и священных авторитетов. Эти ценности находятся в противоречии с религиозной опорой на веру и незыблемые авторитеты. Прогресс естествознания неизбежно оборачивался серией столкновений не только с отдельными положениями церковной догматики, но и самими принципами ее построения. Так, открытие Коперника вызвало яростное сопротивление Рима, потому что разрушало то сакральное, идеологическое содержание, которое было придано церковью геоцентрической системе: понимание Вселенной как совершенного творения Бога, принципиальное противопоставление Земли и небесного мира и т.д. Так же обстояло дело с эволюционной теорией Ч. Дарвина, подрывавшей ключевое библейское положение о сотворении человека.
Однако традиционное представление об абсолютной противоположности науки и религии ("света" и "тьмы") обусловливалось, прежде всего, идеологическими мотивами: духовный деспотизм церкви, с одной стороны, и специфические для европейской традиции претензии науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм), с другой.
Сегодня преобладает мнение о том, что сфера религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой и что наука не должна высказывать абсолютистские мировоззренческие претензии. Правомерно поэтому говорить о взаимной дополнительности религиозной веры и научного знания: лишь совместно они удовлетворяют объективные потребности людей на нынешней стадии развития человечества.
Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией.