Философия Рене Декарта. Рационализм в теории познания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Декарт Рене (1596-1650) - французский философ, один из виднейших представителей философского рационализма. Главные его сочинения – "Рассуждения о методе", "Метафизические рассуждения". Любой тезис может быть поставлен под сомнение.
Декарт считает, что методическое сомнение не только уместно, но и вообще является эффективным приёмом в научных исследованиях. Достоверное знание должно обладать следующими свойствами: быть объективным, быть доступным для любого человека, наделённого нормальным умом. Его объективность и общепонятность должны основываться на необходимости, т.е. строгой логичности. Основание всякой достоверности суждений - наличие размышляющего субъекта.
Согласно Декарту, мыслимое и мыслящее "я" лежит в основе понимания не только факта собственного существования, но и составляет основу достоверности всякого знания. Отсюда декартовское cogito ergo sum "мыслю, следовательно, существую".
Выделяет два способа усмотрения необходимых и всеобщих истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. Интеллектуальная интуиция - прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Дедукция - логический путь от общего к частному, опосредованно. Для создания теории достаточно обычного человеческого ума, но важен метод. Метод Декарта включает:
признание истинным только то, что познаётся с предельной очевидностью и отчётливостью;
анализ или выделение максимально простых элементов знания;
синтез или восхождение от простого к сложному;
необходимость учёта уже сделанного и соблюдение законов логики. Врожденные идеи: Теоретические идеи являются врождёнными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. Здесь Декарт развивает платоновское положение об истинном знании. К врождённым Декарт относил идею Бога, идею чисел и фигур, а также некоторые общие понятия.
Эти идеи и истины он рассматривал как воплощение естественного света разума. Субстанции и их атрибуты: субстанция как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Декарт - дуалист.
Сотворенный мир он делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - её неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Обе субстанции сотворены Богом и обладают неотъемлемыми качествами - атрибутами. Атрибутом материальной субстанции является протяжённость, атрибутом духовной - мышление. У Декарта живая и неживая природа предстают как гигантский механизм. Человеческое тело, так же как и животное, является механизмом. Связь души и тела осуществляется с помощью особого органа - шишковидной железы.