1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА: ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ И ТРАГИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Философские идеи экзистенциализма: проблематичность и трагизм человеческом существования. Тема индивидуального поиска смысла жизни

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

экзистенциализм религиозный Экзистенциализм отчуждение индивида от общества Согласно Хайдеггеру У Ясперса Альбер Камю
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Экзистенциализм возникает в период мировых войн как пессимистическое философское направление, которое поставило вопрос: "Как жить человеку в мире острейших противоречий исторических катастроф?"

Различают экзистенциализм религиозный: Карл Ясперс, Габриэль Марсель; и атеистический: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.

Экзистенция буквально означает существование. Экзистенциализм - это учение о бытие.

Само существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте иное выступает как ничто. Это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Быть свободным - это значит быть самим собой, не ориентироваться на "посторонних".

Главная проблема - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида в самостоятельную враждебную силу; и как противостояние человеку различных общественных институтов, других членов общества.

В экзистенциализме глубоко анализируются субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира; чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку.

Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т.д. составляют субъективное, бытие человека или бытие-в-мире, которое он считает первичным. Эта первичность бытия-в-мире обусловлена самим "настроением" индивида, его сознанием. А бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешится от всех практических целевых установок, осознать свою смертность, "бренность".

У Ясперса личностное бытие связывается с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении.

К человеку надо относиться как к экзистенции, под которой понимается самый глубокий уровень личности человека. Экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансцендентной сферой, т.е. такой, которая находится за границами сознания и познания, и где поведение человека диктуется Богом, бессмертной душой и свободой воли. Обретение человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в "пограничных ситуациях": перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в "пограничной ситуации", человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, "очищение Я"дает ему возможность постичь себя как экзистенцию, понять иллюзорность своего бытия.

Альбер Камю в своих художественных произведениях ставит вопрос - стоит ли жизнь того, чтобы жить? И он приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни - это непокорство.

Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству; всё человечество находиться в "пограничной ситуации", охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему.