Философские идеи эпохи просвещения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философия этой эпохи связана с утверждением в Европе буржуазных отношений. Крупнейшие философы эпохи — Вольтер, Руссо ,Гольбах, Дидро, Гельвеций (материалисты). Общая идея эпохи — принципы демократии. У просветителей был мировоззренческий материализм (идея всесильного разума), социальный оптимизм (идея общественного прогресса). Французское просвещение характеризуется идеализмом, непримиримым антиклерикализмом (борьба с церковью).
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
Деизм — направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Шарль Луи Монтескье — французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который: выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы; выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного духовного начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:
обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи; обосновали идеи социальной справедливости; идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство.