Философское понятие о материи- сущность и структура. Эволюция представлений о материи в философии и науке
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В истории философии появление понятия материи связывают с первыми попытками объяснения единства мира. Многобразность и многоликость, но вместе с этим целостность и гармония уже в античности породили стремление найти устойчивую и неизменную основу всех вещей и явлений – субстанцию. Отождествляя последнюю с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из которой образуются все остальные вещи.
В качестве такового выступала, как правило, та или иная стихия. У Фалеса Милетского – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Стоит отметить, что имелись не только материалистические попытки найти такое первоначало или архэ, первопринцип: так Пифагор видел его в числе, Анаксимандр в апейроне (беспредельном). А понимание первоначала среди материалистов также носило достаточно отвлеченный характер: вода у Фалеса – это начало, которое дает жизнь миру, в понятии воздуха, используемом Анаксименом можно усмотреть связь с восточным пониманием души, а Гераклит использует понятие огонь как характеристику деятельности Логоса, или мирового закона. Тем не менее, тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, опровергал принципиальную установку этого подхода в философии. Любое из начал казалось одинаково правомерным, но в то же время ни одно из них не было достаточны для объяснения всего существующего.
В поисках адекватного объяснения мира следующее поколение греческих философов приходит к признанию множественности начал, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу они устанавливают своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) – неделимый. Идея плюрального, т.е. множественного, бесконечно малого не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала, позволила атомистам разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени. Важно отметить, что атомистическая концепция материи выходила за рамки только вещного, субстратного ее толкования. Она содержит и другую идею, которая получила свое развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.
Второй этап становления категории материи связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой, путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело).
В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса.
Подготовительным этапом новой трактовки категории материя может считаться концепция марксизма. Материя трактуется уже как философская абстракция. был определен статус материи с точки зрения решения основного вопроса философии, т.е. вопроса об отношении мышления к бытию. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца XIX – начала XX вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве,.Под материей здесь понимается философская категория, которая обозначает единственное всеобщее свойство вещей и явлений – быть объективной реальностью. Данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение материи к сознанию: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
В рамках современной философии проблема материи уходит на второй план. Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологий. А разделение философов на два больших лагеря: материалистов и идеалистов, утратило былую привлекательность.
Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Объективный мир представляет собой взаимосвязь бесконечного числа качественно разнообразных структур. Структурой называют определенную устойчивую взаимосвязь элементов создающую некоторую целостность. Объекты объединенные общими структурными признаками относятся к одному типу структур, системам. Очевидно, что таких систем в мире бесконечное множество, но им присуща и закономерная общность. Поэтому они могут быть сформированы в некоторые классы. Основными уровнями которых выступают неживая материя, живая материя и социально-организованная материя. это выглядит следующим образом:
неживая материя; этот тип структур представлен объектами неорганической природы);
живая материя; включает в себя все объекты способные к самоорганизации и самовоспроизводству;
социально-организованная материя мыслится состоящей из человека – семьи – общества.
Рассмотрение проблемы структурности материи показывает, что философия и наука на каждом этапе своего развития задают определенное видение мира, или, иначе говоря, выстраивают его научную картину. Речь идет о том мире, который изучен ими к данному моменту времени. Это означает, что любая научная картина мира является относительным знанием, и по мере развития науки она может уточняться и изменяться.