1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ О МАТЕРИИ- СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Философское понятие о материи- сущность и структура. Эволюция представлений о материи в философии и науке

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

понятия материи апейрон множественности начал зарождения классической на­уки концепция марксизма современной философии неживая материя
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В истории философии появление понятия материи связывают с первыми попытками объяснения единства мира. Многобразность и многоликость, но вместе с этим целостность и гармония уже в античности породили стремление найти устойчивую и неизменную основу всех вещей и явлений – субстанцию. Отождествляя последнюю с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из которой образуются все остальные вещи.

В качестве такового выступала, как правило, та или иная стихия. У Фалеса Милетского – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Стоит отметить, что имелись не только материалистические попытки найти такое первоначало или архэ, первопринцип: так Пифагор видел его в числе, Анаксимандр в апейроне (беспредельном). А понимание первоначала среди материалистов также носило достаточно отвлеченный характер: вода у Фалеса – это начало, которое дает жизнь миру, в понятии воздуха, используемом Анаксименом можно усмотреть связь с восточным пониманием души, а Гераклит использует понятие огонь как характеристику деятельности Логоса, или мирового закона. Тем не менее, тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, опровергал принципиальную установку этого подхода в философии. Любое из начал казалось одинаково правомерным, но в то же время ни одно из них не было достаточны для объяснения всего существующего.

В поисках адекватного объяснения мира следующее поколение греческих философов приходит к признанию множественности начал, объявляя в качестве этого первоначала предельно мел­кие материальные частицы, которые нельзя непосред­ственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу они устанавливают своего ро­да предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и про­исходит название частицы atomos (греч.) – неделимый. Идея плюрального, т.е. множественного, бесконечно мало­го не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала, позволила атомистам разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени. Важно отметить, что атомистическая концепция материи выходила за рамки только вещного, субстратного ее толкования. Она содержит и другую идею, которая получила свое развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.

Второй этап становления категории материи связывают с эпохой Но­вого времени, периодом зарождения классической на­уки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой, путем выявления очевид­ных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бы­тия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие систе­мы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодей­ствиями и жестко детерминированными связями. В ре­зультате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предска­зать, зная его начальные условия (т.е. координаты и си­лы, действующие на тело).

В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса.

Подготовительным этапом новой трактовки категории материя может считаться концепция марксизма. Материя трактуется уже как философская абстракция. был определен статус материи с точки зрения решения основного вопроса философии, т.е. вопроса об отношении мышления к бытию. В условиях фундаментальной рево­люции в естествознании конца XIX – начала XX вв., ра­дикально меняющей представления человека о миро­здании и его устройстве,.Под материей здесь понимается философская катего­рия, которая обозначает единственное всеобщее свойство вещей и явлений – быть объективной реаль­ностью. Данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение материи к сознанию: материя – это объективная реальность, существующая не­зависимо от человеческого сознания и отображаемая им.

В рамках современной философии проблема материи уходит на второй план. Современ­ная философия ориентирована на построение принци­пиально новых онтологий. А разделение философов на два больших лагеря: материалистов и идеалистов, утратило былую привлекательность.

Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Объективный мир представляет собой взаимосвязь бесконечного числа качественно разнообразных структур. Структурой называют определенную устойчивую взаимосвязь элементов создающую некоторую целостность. Объекты объединенные общими структурными признаками относятся к одному типу структур, системам. Очевидно, что таких систем в мире бесконечное множество, но им присуща и закономерная общность. Поэтому они могут быть сформированы в некоторые классы. Основными уровнями которых выступают неживая материя, живая материя и социально-организованная материя. это выглядит следующим образом:

  • неживая материя; этот тип структур представлен объектами неорганической природы);

  • живая материя; включает в себя все объекты способные к самоорганизации и самовоспроизводству;

  • социально-организованная материя мыслится состоящей из человека – семьи – общества.

Рассмотрение проблемы структурности материи показывает, что философия и наука на каждом этапе своего развития задают определенное видение мира, или, иначе говоря, выстраивают его научную картину. Речь идет о том мире, который изучен ими к данному моменту времени. Это означает, что любая научная картина мира является относительным знанием, и по мере развития науки она может уточняться и изменяться.