... > Философия > Формационная и цивилизационная...

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Категория «общественно-экономическая формация» и ее методологическое значение в социальном познании

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Парадигма Философия истории Цивилизация цивилизационного подхода Формационный подход Общественно-экономическая формация
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Парадигма – (греч-пример) - универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности. Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Философия истории (ФИ)—область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, осн. направлением развития человечества и историческим познанием. ФИ ведет начало с античности. В новое время она разрабатывалась Вико и просветителями XVIII в. (Вольтер, Гердер, Кондорсе, Монтескье). Выступая против идущей от Августина Блаженного теологизации истории, просветители внесли в ФИ идею причинности, разработали теорию прогресса, высказали идею единства исторического процесса, обосновывали влияние на человека географической и социальной среды.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса: формационный и цивилиз-ый. В рамках первого выделяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Цивилизационный подход к истории Цивилизация (лат. государственный») — совокупность материальных и духовных достижений об-ва. Термин имеет много толкований.

Фр. просветители называли цивилизованным об-во, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. Согласно ц-му подходу существует множество исторических образований, слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Причинами возникновения цивилизаций служат «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основана на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат». (Шпенглер, Вебер, Тойнби).

Слабые стороны цивилизационного подхода: 1)отсутствие объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. 2)недостаточный учет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ; 3)причины генезиса и упадка, а так же время существования разных цивилизаций различны; периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно; 4)ц-я уникальность не противоречит возможности распространения на них универсальных общеисторических закономерностей.

На постсоветском пространстве вклад в развитие ц-ого подхода сделал Гумилев. Он рассматривал историю человечества как процесс взаимодействия отдельных крупномасштабных систем – «суперэтносов». Жизнь каждого «суперэтноса» равнялась 1200–1500 лет, в течение которых они переживали фазы рождения, взлета и упадка. Динамика этнических процессов обусловлена энергетическими толчками, активностью «пассионариев» - наиболее деятельной части населения.

Формационный подход к истории был выработан К. Марксом. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет, и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. Коренная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Этапы развития общ-ва по Марксу: 1)первобытно-общинная; 2)рабовладельческая; 3)феодальная; 4)капиталистическая; 5)коммунистическая.

Общественно-экономическая формация - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Термин «формация» был заимствован из геологии Марксом. Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.