Формационный и цивилизационный подходы к решению периодизации общественно-исторического развития
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Существует несколько подходов к периодизации общественно-исторического развития.
Формационная модель всемирной истории разработана К.Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии, по марксистской терминологии - формации, движется к другой, более высокой и, таким образом, как бы поднимается по лестнице прогресса. Общественно-экономическая формация - это совокупность всех сторон жизни общества на соответствующей ступени развития.
Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в сложившихся экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция.
Формационный подход, еще недавно рассматривался в отечественном обществознании как единственно верный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко не все исторические факты "укладываются" в формационную схему. Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, в также общества восточного типа.
По иному видят развитие общества сторонники теории локальных цивилизаций Н.Данилевский, А.Тойнби. По мнению последнего, неповторимый облик каждой цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и особенностей географической среды. Каждая цивилизация - это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования. У цивилизационного подхода есть и свои недостатки. Так, стадиально- цивилизационный подход схематичен, слабо учитывает особенности развития отдельных стран и регионов. При локально-цивилизационном подходе преувеличивается момент взаимной изоляции цивилизаций.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общественно-исторического развития часто противопоставляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие исторического процесса, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.