... > Философия > Формы научного познания...

Формы научного познания - научный факт, проблема, идея, гипотеза, теория

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Научный факт Проблема Идея Гипотеза Теория
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Формы научного познания – средства получения нового научного знания, а также средства организации имеющихся научных знаний, с помощью которых знания применяют упорядоченную структуру.

Научный факт – знание о каких-либо сторонах действительности, получается эмпирическим путем в результате наблюдения, эксперимента.

Признаки научного факта:

  • Научный факт должен выражать не одиночные случаи, а массовидные явления, обобщенное эмпирическими знаниями;

  • Научный факт не сырой материал, а интерпретированные знания, получившие объяснения с точки зрения какой-либо теории;

  • Научный факт устанавливается по определенной методике с учетом мнения специалистов;

  • Научный факт должен быть надежно воспроизводим в любой научной лаборатории мира.

Проблема – значит затруднение, возникающее в познании и в практике, включающая в себя комплекс вопросов.

Проблемная ситуация возникает:

  • Если новые факты противоречат имеющимся теориям;

  • Если в самой теории обнаружены противоречия;

  • Если теория оказывается не способной решить проблемы выдвигаемые практикой.

Идея – есть центральное положение в теории, вокруг которого группируются содержание теории. Идея систематизирует знания, а также намечает контуры решения проблемы.

Гипотеза – есть научное предположения, сформированные на основе фактов, истинность которого не определена и не требует доказательств. Гипотеза проходит 3 этапа в своем развитии: 1.Выдвижение; 2.Обоснование; 3.Проверка на истинность.

Теория – есть система обобщенного знания, достоверно отражающая сущности и закономерности какой-либо области действий. Теория отражает действительность наиболее полно и глубоко по сравнению с другими формами познания.

Признаки теории:

  • Объективная истинность;

  • Логическая непротиворечивость;

  • Цельность – означает содержание теории, развертывающее в соответствии с программой исследования;

  • Неразрывная связь теории с практикой.