1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Глобальные революции и типы научной рациональности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Научная революция НТР Доклассический период Классический период Неклассический период
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Изменения должны быть качественными. Качество – совокупность существенных сторон и признаков.

Качественный переход – революции (переход от одного качественного состояния к другому).

Научная революция (Кун, его работа «Структура научных революций)

НТР – совершилась в 40 гг. XX в. – качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Это перестройка всего технического базиса и технического способа производства.

Основные этапы развития науч. рациональности берут начало с XVII в. историческая картина развития науки и соотв-й ей фил. выглядит так:

  • Доклассический период (до XVII в.);

    • идеал науки и рациональности – принцип «знание ради знания», объект познания макрокосмос, мегамир, т.е. вселенная во всем многообразии. Преобладает умозрительно-спекулятивный характер объективной реальности;

    • Науч. картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса. Учение о множественности миров (Демокрит). Тут доминирует гелиоцентризм;

    • Философия оценивается как царица всех наук, отождествляется с наукой, стиль мышления интуитивнодиалектический. Преобладают тенденции к единству знания о природе и человечестве;

  • Классический период (с XVII в. до нач. XX в.);

    • идеал науки – принцип «знание - сила», объект науки – макромир (земная планета и ближайший космос). Преобладает развитие механики. Познающий субъект и познавательный объект существенно противопоставляются друг другу;

    • Науч. картина мира – выраженный механистический характер. Гелиоцентризм. Представление о мире как слаженном часовом механизме, все идеально подходит друг другу;

    • механический детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственной связи м/у вещами и явлениями, отрицается элемент случайности;

  • Неклассический период (до сер. XXв.);

    • принцип относительности по отношению к познающему субъекту. Объект – микромир, осн. сфера – естествознание. Познаваемый объект зависит от познающего субъекта;

    • Науч. картина утрачивает свою сугубо механическую интерпретацию, формируются частные картины мира, связанные с развитием дисциплин: физическая КМ, биологическая КМ, соц. КМ;

    • Стиль мышления все более и более диалектический, опирающийся на взаимосвязь явлений и процессов объективной реальности;

    • Постнеклассический период (со вт. половины XX в.);

    • Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность;

    • Переход от частнонаучных к общенаучным. Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии;

    • Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосфероцентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.