Глобальные революции и типы научной рациональности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Изменения должны быть качественными. Качество – совокупность существенных сторон и признаков.
Качественный переход – революции (переход от одного качественного состояния к другому).
Научная революция (Кун, его работа «Структура научных революций)
НТР – совершилась в 40 гг. XX в. – качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Это перестройка всего технического базиса и технического способа производства.
Основные этапы развития науч. рациональности берут начало с XVII в. историческая картина развития науки и соотв-й ей фил. выглядит так:
Доклассический период (до XVII в.);
идеал науки и рациональности – принцип «знание ради знания», объект познания макрокосмос, мегамир, т.е. вселенная во всем многообразии. Преобладает умозрительно-спекулятивный характер объективной реальности;
Науч. картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса. Учение о множественности миров (Демокрит). Тут доминирует гелиоцентризм;
Философия оценивается как царица всех наук, отождествляется с наукой, стиль мышления интуитивнодиалектический. Преобладают тенденции к единству знания о природе и человечестве;
Классический период (с XVII в. до нач. XX в.);
идеал науки – принцип «знание - сила», объект науки – макромир (земная планета и ближайший космос). Преобладает развитие механики. Познающий субъект и познавательный объект существенно противопоставляются друг другу;
Науч. картина мира – выраженный механистический характер. Гелиоцентризм. Представление о мире как слаженном часовом механизме, все идеально подходит друг другу;
механический детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственной связи м/у вещами и явлениями, отрицается элемент случайности;
Неклассический период (до сер. XXв.);
принцип относительности по отношению к познающему субъекту. Объект – микромир, осн. сфера – естествознание. Познаваемый объект зависит от познающего субъекта;
Науч. картина утрачивает свою сугубо механическую интерпретацию, формируются частные картины мира, связанные с развитием дисциплин: физическая КМ, биологическая КМ, соц. КМ;
Стиль мышления все более и более диалектический, опирающийся на взаимосвязь явлений и процессов объективной реальности;
Постнеклассический период (со вт. половины XX в.);
Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность;
Переход от частнонаучных к общенаучным. Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии;
Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосфероцентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.