Гносеология как часть философского знания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Проблемы гносеологии (теории познания) в истории европейской философии были представлены по-разному. Достаточно длительный этап гносеологическая тематика в качестве самостоятельной области философского знания не выделялась. Во всяком случае, она не имела самостоятельного значения ни в Античности, ни в Средние века, ни в эпоху Возрождения. Зато в новоевропейской философии гносеологическая тематика заполнила собой (и в этом смысле можно сказать «заполонила») все философское пространство.
Главная проблема теории познания — проблема достоверности (точности, соответствия) внутренних умственных образов познающего субъекта.
Нельзя не признать органическую связь любых философских построений с вопросами познания. Ведь любая мысль (а не только философская) — продукт совершившегося познавательного акта, кратковременного или длительного — это уж не столь важно.
Виды познания
Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания — интуиции, опыте и мышлении.
Итак, виды познания:
чувственное;
интуитивное (мистическое);
рациональное (дискурсивное).
Чувственный опыт — источник знаний. Его можно подразделить на внешний (сенсорный) и внутренний. Внутренняя оценка оказывает влияние на внешний опыт. Благодаря чувствам человек получает информацию о мире. Знания могут начинаться с чувственного опыта. Его данные обобщаются, из наблюдений за отдельными вещами, фактами выводятся общие закономерности. Но чувственный опыт — еще не знание, а, скорее, материал для будущего знания.
Интуиция слабо зависит от объема внешнего опыта человека. Уму научает не столько многознание, сколько ниспосланный дар интуиции. Многознание само по себе не порождает интуицию, хотя и способствует раскрытию ее безмолвного содержания.
Нередко рациональное познание строится по схеме: выбор эталонного объекта → схема действия с эталоном → экстраполяция знания об эталоне на более широкую реальность либо на мир в целом. На деле никакой отдельный земной предмет, согласно Платону, не может быть безусловно совершенным и в своей конкретности воплощать всю полноту божественной идеи, родовой сущности.