Идеализм и его разновидности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира.
Признавая, что бытие зависит от сознания, философы-идеалисты по-разному объясняют, как складывается эта зависимость, каким образом сознание обуславливает, порождает бытие. При всем единстве идеалистического направления внутри него различают две главные формы:
объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека;
субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.
Исторические корни идеализма – присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира, рассмотрение природных сил по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.
Способность человеческого мышления к теоретическому познанию становится в дальнейшем гносеологическим истоком идеализма. Ведь в самом процессе познания возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения.
Эти гносеологические корни закрепляются в силу определенных исторически сложившихся социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, что связано с образованием в обществе классов и тем, что умственный труд становится привилегией господствующего класса.
Объективный идеализм начинается тогда, когда идея вещи начинает мыслиться не как отражение вещи, а как извечно существующая до нее и остающаяся после разрушения этой вещи.
В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной – гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон. Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума. Мы принимаем мир вещей за действительный, хотя он представляет собой лишь тени скрытого от нас мира идей, духовного мира. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, и в этом припоминании состоит истинный процесс познания.
Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц: мир состоит из мельчайших элементов, обладающих активностью и самостоятельностью, способных к восприятию и сознанию. Субъективный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые нами явления и предметы с нашими ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность – сознание самого субъекта, а мир – только проекция этого сознания вовне".