Идея свободы в практической философии И.Канта
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Кант считал, что основа морали лежит в самом человеке. Как существо, одновременно принадлежащее двум мирам – миру природы и интеллигибельному миру, человек в своем поведении руководствуется идеей свободы.
Идея свободы составляет, по Канту, основу человеческой нравственности, очерчивает границу человеческого в человеке.
Свобода человека – это способность полагать собственную волю в качестве причины поступка (действия).
Идея свободы реализуется в форме автономии, или самозаконодательства, которое является не только правом человека, но и его обязанностью.
Нравственность как система принципов (правил) лежит в основе всех действий разумных существ так, как закон природы – в основе всех ее явлений.
Практический разум – это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.
Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам – явлений и «вещам в себе», приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения:
В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений;
В более отдаленной, опосредованной среде.
Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым – это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания.
Индивидуальные желания делятся по Канту на:
эгоистические (учитывают только индивидуальные интересы);
направленные на общее благо (учитывают интересы других).