Интернализм и экстернализм в развитии философии науки
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Интернализм: Главная движущая сила развития Н. – имманентно–присущие ей цели, средства и закономерности. Не отрицает влияния социальных факторов, рассматривает их как внешние факторы.
Экстернализм: отличает фундаментальную роль социальных факторов как в генезисе Н., так и в процессе ее развития. Основной источник инноваций в науке – социальные потребности и культурные ресурсы общества. Идейные истоки экстернализма – Новое Время, когда НЗ ставились в непосредственную связь с ростом материального могущества Ч. (Кун, Фейерабенд, Полани).
Будучи едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки экстерналисты расходятся в значимости социальных факторов. Одни говорят, что экономические, технические и технологические потребности общества обуславливают прогресс. Вторые говорят о господствующей культурной доминанте общества. Третьи говорят о духовном потенциале общества. Экстерналисты расходятся по следующим вопросам: влияют ли социальные факторы только на направление и темпы развития Н. или также и на метод Н. и ее познавательные результаты?
До 70-х гг XX в большинство ученых отвечали положительно только на первую часть вопроса, полагая, что содержание в Н. полностью определяется объектом (содержанием), а ее метод полностью инвариантен по отношению к различным социальным условиям; отстаивались социальная и ценностная нейтральность ЕЗ. Исключение делалось для социальных наук и ГН, где признавалась значительная роль социальных интересов и ценностных установок ученых на теоретические построения.
Развитие методологии и ФН приводят к крушению представлений об инвариантности, всеобщности и объективности научного метода. В работах Куна, Фейерабенда и т.д. отстаивалась ценностная обусловленность и историчность познания и его результатов.
Развитие научного познания следует рассматривать как некий срединный путь, который учитывает взаимосвязь внутринаучных и социальных факторов.