Иррационализм XIX века - «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
В творчестве А.Шопенгауэра, Ф.Ницше закладываются фундаментальные основания философского иррационализма, которые будут широко исследоваться в различных направлениях постклассической философии.
Основоположником иррационализма в неклассической западной философии является Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Иррационализм – философское учение, согласно которому, решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе истории играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, т.е. того, что противостоит разуму, рассудку, мудрости.
Основная работа Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1819), согласно которой мир вовсе не основан на принципах целесообразности, разумности. Природа – это вечное становление, где многое зависит от случая, а финал не определен. Разум и наука заходят в тупик, когда пытаются объяснить многочисленные силы и явления природы.
По мнению Шопенгауэра, в мире вообще нет разумных сил, но есть воля, воля к жизни, стремление к самоутверждению.Воля проявляется в физическом мире как притяжение, тяготение, магнетизм, электричество. В растительном и животном – как стремление к самосохранению, в обществе воля существует как воля государств, рас, народов и отдельных людей.
Но, раз воля бессознательна, то она абсолютно безразлична к своим творениям, живым существам, к людям. Они брошены ею на произвол судьбы. Поэтому, согласно Шопенгауэру, человеческая жизнь насквозь пессимистична и трагична, это постоянное умирание и борьба со смертью. Человек соткан из потребностей, удовлетворить которые полностью невозможно. Следовательно, жизнь человека – это всегда страдание. Страдание выражается в формах страстной любви, ревности, ненависти, страха, болезни, неудовлетворенного полового чувства и т.д.
Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, который стал родоначальником течения «философии жизни». В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже XIX – начала XX столетия, выразившийся в тотальной утрате веры в разум, в разочаровании и пессимизме. В философской эволюции Ницше можно выделить следующие основные этапы:
Романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера;
Этап так называемого позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника: Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам – естествознанию, математике, химии, истории, экономике;
Период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый пафосной идеей «воли к власти». В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом:
создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возврате»;
негативная часть учения, выразившаяся в идее «переоценки всех ценностей». Главной работой раннего Ницше является его первая книга под названием «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» (1872).
Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. В действительности же Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.