1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX ВЕКА - «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» (А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ)

Иррационализм XIX века - «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Иррационализм «Мир как воля и представление» Шопенгауэр Ницше Фридрих «воли к власти» сверхчеловек
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В творчестве А.Шопенгауэра, Ф.Ницше закладываются фундаментальные основания философского иррационализма, которые будут широко исследоваться в различных направлениях постклассической философии.

Основоположником иррационализма в неклассической западной философии является Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Иррационализм – философское учение, согласно которому, решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе истории играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, т.е. того, что противостоит разуму, рассудку, мудрости.

Основная работа Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1819), согласно которой мир вовсе не основан на принципах целесообразности, разумности. Природа – это вечное становление, где многое зависит от случая, а финал не определен. Разум и наука заходят в тупик, когда пытаются объяснить многочисленные силы и явления природы.

По мнению Шопенгауэра, в мире вообще нет разумных сил, но есть воля, воля к жизни, стремление к самоутверждению.Воля проявляется в физическом мире как притяжение, тяготение, магнетизм, электричество. В растительном и животном – как стремление к самосохранению, в обществе воля существует как воля государств, рас, народов и отдельных людей.

Но, раз воля бессознательна, то она абсолютно безразлична к своим творениям, живым существам, к людям. Они брошены ею на произвол судьбы. Поэтому, согласно Шопенгауэру, человеческая жизнь насквозь пессимистична и трагична, это постоянное умирание и борьба со смертью. Человек соткан из потребностей, удовлетворить которые полностью невозможно. Следовательно, жизнь человека – это всегда страдание. Страдание выражается в формах страстной любви, ревности, ненависти, страха, болезни, неудовлетворенного полового чувства и т.д.

Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, который стал родоначальником течения «философии жизни». В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже XIX – начала XX столетия, выразившийся в тотальной утра­те веры в разум, в разочаровании и пессимизме. В философ­ской эволюции Ницше можно выделить следующие основные эта­пы:

Романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера;

Этап так называемого позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и рез­ким разрывом с идеалом художника: Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам – естествознанию, математике, химии, истории, экономике;

Период зрелого Ницше или соб­ственно ницшеанский, проникнутый пафосной идеей «воли к власти». В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения порядка рассматриваемых им проблем мо­жет быть представлено следующим образом:

  • создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возврате»;

  • нега­тивная часть учения, выразившаяся в идее «переоценки всех ценностей». Главной работой раннего Ницше является его пер­вая книга под названием «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» (1872).

Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. В действительности же Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры.