... > Философия > Иррациональная философия конца...

Иррациональная философия конца XIX – начала XX веков: Киркегор, Шопенгауэр, Ницше

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Иррационализм Фридрих Ницше «сверхчеловека» экзистенциальности Артур Шопенгауэр «воля» «мировом страдании»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Иррационализм – в широком смысле, учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное, что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, веру, чувства.

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма и иррационализма. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Теории познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.

Сёрен Аби Кьеркегор, датский философ, представитель теистического экзистенциализма. В борьбе с немецким классическим идеализмом обосновывал вторичность рациональности и первичность чистого существования (экзистенциальности), которое после сложного диалектического пути развития личности может найти свой смысл в вере.

Артур Шопенгауэр - один из самых известных мыслителей иррационализма, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, преклонялся перед философией Канта и философскими идеями Востока. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», получил за свои сочинения прозвище «философа пессимизма». Новейшая форма абсолютного пессимизма также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр много говорит о «мировом страдании», но именно с его точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.