Истоки и основные черты философии К. Маркса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Марксистская философия возникла в 40-е годах XIX столетия. Ее основателями были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.
Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).
Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют:
материалистическую диалектику (учение о всеобщем развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении);
материалистическое понимание истории (примат экономики в истории);
объяснение истории как смены общественно-экономических формаций;
понимание сущности человека как совокупности общественных отношений;
анализ отчуждения человека от результатов своего труда, собственной творческой природы и других людей;
введение понятия общественная практика.
Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.
Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от него зависят взгляды людей, как личные, так и общественные (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).
Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: (первобытнообщинный строй становится азиатской деспотией и рабовладением; рабовладельческий строй переходит в феодализм; тот в свою очередь, в капитализм, из которого революционным путем должен родиться социализм, перерастающий в коммунизм).