... > Философия > Изменение статуса метафизики...

Изменение статуса метафизики в истории философии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

метафизика три этапа в метафизике субстанций субъекта Постклассическая Новый тип метафизики
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На ранних стадиях своего развития метафизика отождествлялась с учением о бытии, получившем в XVII в. название онтология, т. к. их предметы совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое мир? в чем смысл его бытия? что такое сущее? какова его природа? Затем между предметом метафизики и онтологии возникло заметное различие.

Можно выделить три этапа в метафизике, характеризующиеся сменой приоритетов в понимании сущностных оснований универсума и способов их познания:

  1. метафизика субстанций;

  2. метафизика субъекта,

  3. постклассическая метафизика.

Метафизика субстанций характерна для античной и средневековой философии. Она ориентирована на выявление первоначал мира – таких как архэ у греческих досократиков, эйдос-идея у Платона, Бог-перводвигатель у Аристотеля, средневековый христианский Бог и т.п.

Метафизика субъекта складывается в философии Нового времени. Она связана с проблемами познания как приоритетными для обоснования научного знания. В этот период философское мышление связывает свои интересы с практическим разумом, и поэтому в центре внимания оказывается деятельность познающего субъекта.

Постклассическая метафизика связана с полным пересмотром принципов и идеалов классической метафизики во второй половине XIX – начале XX в.

Новый тип метафизики оформляется в соответствии со следующими положениями:

  • принцип различия, который сменяет прежний принцип тождества бытия и мышления;

  • принцип предпосылочности знания (у каждого знания – и у философского в том числе – есть предпосылки: языковые, культурные, социальные. Следовательно, ни одна философия не может претендовать на безусловную истинность. «Все относительно»);

  • обращение к повседневности (материал для своих построений философия должна черпать в жизни «здесь-и-сейчас», а не в особых, уникальных, специально подготовленных ситуациях «умозрения»);

  • принцип плюральности мышления и равноправие взаимовлияющих друг на друга типов рациональности (метафизического, религиозного, научного и др.).