... > Философия > Критическая часть и...

Критическая часть и позитивная часть философии Бэкона (1561–1626)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Критическая часть Позитивная часть Учение об «Идолах» Критика схоластического метода познания Учение об эмпирическом методе». Разработка теории индукции.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Фрэнсис Бэкон жил в период начала 1-ой НТР, когда резко менялось отношение к науке в целом. Цель реформации науки по Бэкону – практическая польза открытий для человечества. Б. пытался решить проблему соотношения пользы и истины (только истинное знание может принести пользу человеку и дать ему господство над природой).

Критическая часть

Вся критическая часть философии Б. состоит из 2-ух частей.

Учение об «Идолах»

На пути достижения истинного знания стоят заблуждения – «Идолы» (врождённые: а и б или приобретённые: в и г). «Идолы» - искаженные образы действительности, ложные представления и понятия, которыми обременено сознание человека.

  • Идолы «рода» («племени») – ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Это самый опасный вид идолов, т. к. он коренится в самом разуме. Их примерами являются склонность к принятию желаемого за действительное, рассмотрение абстракций в качестве реальных вещей, доверие к непосредственному опыту, не основанное на более тщательном изучении того, какими в действительности являются воспринимаемые вещи;

  • Идолы «индивида» – неправильные представления, коренятся в присущих каждому человеку уникальном характере, воспитании и окружении. Каждый смотрит на мир со своей колокольни;

  • Идолы «площади» («рынка») – ложные представления, вызванные неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различный смысл.(Мы используем термины типа "рок", "перводвигатель" и думаем, что они являются ясными понятиями, указывающими на нечто реальное);

  • Идолы «театра» («теории») – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем и систем науки.

Критика схоластического метода познания

Б. считал, что господствующая в то время этика Аристотеля не пригодна для научных открытий. Свою логику Б. разработал в труде «Новый Органон». Тот, кто ищет познания, не должен отталкиваться от общих определений и словесных разграничений, чтобы следуя методу дедукции, "втискивать" существующие явления в заранее заготовленный порядок. Новая наука Б. исходит из природы ума и вещей, поэтому она сопровождается наблюдениями природы и опытом. Б. против авторитета в науке. Всё подвергал сомнению. Разработал теорию «двойственной истины», в которой он разделял предмет и метод познания в философии и в теологии.

  • «Теология изучает Бога, философия – природу»;

  • «Теология обосновывает и защищает религиозные учения, философия – законы природы»;

  • «Теология опирается на священное писание и на веру как метод познания, философия – на истину».

Позитивная часть

Учение об эмпирическом методе».

Метод Б. основан на ведущей роли опыта в познании. Б. подразделяет опыты на светоносные (теоретические исследования, дающие новый научный результат → развитие науки) и плодоносные (те, что дают практическую пользу).

Разработка теории индукции.

Теоретические аксиомы и понятия природы не должны выводиться из абстрактных оснований, а должны определяться на основе фактов из опыта самой природы. Возникает потребность выработки правильного метода анализа и обобщения опытных данных. Таковым является метод индукции – необходимая для всех наук и единственно истинная форма доказательства и метод познания природы.

Известна «полная индукция» (перечисление всех предметов данного класса и обнаружение присущего им общего свойства) и «неполная индукция» (наблюдение конечного числа предметов данного класса и вывод их общего свойства методом аналогии). Неполная индукция применяется в тех случаях, когда нельзя рассмотреть все интересующие элементы явлений; если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико; рассмотрение уничтожает объект. Но заключение по аналогии носит вероятностный характер → необходимо создать принципы «научной индукции» (отбор путём исключений, получение необходимых выводов, основанных на естественной индуктивной истории.