Критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основоположником евр иррационализма является Артур Шопенгауэр, системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818).
Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеинд. мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване.
Воля – основа мира, она пронизывает существование каждой вещи, определяющих структуру наших представлений. Согласно Шопенгауэру, человек может вырваться из тисков воли. Ему может помочь в этом искусство. Особое внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не ощущает себя центром мира, а появляется предчувствие единства с миром.
Существует 2 вида возвышенного: математическое и динамическое.
Математическое возвышенное – эстетическое восприятие пространства и времени, переживания вечности и бесконечности.
Динамическое возвышенное – переживание природных стихий. Эстетический эффект возникает в результате осознания двойственности человека как выразителя воли и одновременно – созерцание мира как представления.
Одним из ярчайших представителей евр. фил. иррационализма был нем. мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в насилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христ-ий Бог утратил свою значимость для евр культуры.
Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Осн. работы «Страх и трепет», «Боязнь смерти», «Или-или», «Повторение». Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, олицетворенной для него в философии Гегеля. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или существование, которые игнорировались прежней философией.
Экзистенция – индивидуальность человеческого существования, осн. параметрами которой являются свобода, возможности выбора, страх и отчаяние. Страх характеризует отношение человека с миром, он неотделим от человеческой жизни.
Отчаяние – взаимоотношения человека с самим собой, состояние вины, состояние внутреннего неприятия себя. В экзистенции человека Кьеркегор выделяет эстетическую, этическую и религиозную стадии.
Для постклассической философии Шопенгауэра характерна философия страдания и любви, Кьеркегора – философия веры, Ницше – философия надежды. В их концепциях раскрываются контуры нового мира, мира, где живет и мыслит свободный человек.