... > Философия > Культура как предмет...

Культура как предмет философского анализа. Диалог культур в современном мире

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Слово «культура» аспекты культуры продукт общества Диалог культур взаимодействие культур
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Слово «культура» появилось свыше 2-х тысяч лет назад, означало «обрабатывать» и применялось как термин «обработка, культивирование почвы». Цицерон впервые применил слово «культура» применительно к воздействию на человеческий ум. Сейчас культура как и раньше продолжает пониматься очень широко, хар-зуя все основные сферы деятельности человека и общества: матер. произв-во, соц.-экон. отношения, сферу духов. развития, быт. Но такой подход может привести к отождествлению культуры с другим понятием – «общество». Данные понятия близки по содержании, однако не тождественны. Культура в отличие от общества, не включает в себя биологические и демографические элементы.

Выделяют аспекты культуры как общественного явления: генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия. В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта, а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

Культура не существует вне человека. Совокупность материал. и духовных ценностей, способы их создания, умение использовать их, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Диалог культур в современном мире. Взаимообмен знаниями, опытом, оценками является необходимым условием бытия культуры и оно возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса.

Понятие диалога в культурном процессе включает в себя и диалог создателя и потребителя культурных ценностей, и диалог поколений, и диалог культур как формы взаимодействия и взаимопонимания народов.

Наиболее продуктивным является взаимодействие культур, существующих в рамках общей для них цивилизации. Взаимодействие европейских и неевропейских культур может происходить в форме поглощения западной цивилизацией восточных, проникновения западной цивилизации в восточные, а также сосуществования обеих цивилизаций. При осуществлении диалога необходимо отказаться от представления, будто европейская цивилизация призвана быть стандартом для мирового культурного процесса. Свидетельством сближения различных культур являются: интенсивный культурный обмен, развитие институтов образования и культуры, распространение мед.обслуживания, передовых технологий, защита прав человека.

Культуру отличает целостность всех ее структурных элементов, которая. Ее важнейшим интеграционным механизмом является традиция (выступает как «память», утрата которой равносильна гибели общ-ва). Понятие традиции включает такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика и культурное наследие. Ядро культуры составляет система принципов, гарантирующих ее относительную стабильность и воспроизводимость. Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство заданы сцеплением внутренних принципов. Самобытность отражает своеобразие и уникальность, обусловленную относительной самостоятельностью и обособленностью развития культуры. Специфика представляет собой наличие свойств, присущих культуре как особому явлению общественной жизни. Культурное наследие включает совокупность ценностей, созданных предшествующими поколениями и включенных в социокультурный процесс каждого общества.