Личностные знания Майкла Полани
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Ценностные ориентации мы получаем не из учебников, мы усваиваем их примерно так же, как родной язык, т.е. по непосредственным образцам. У каждого ученого есть какие-то представления о том, что такое красивая теория или красивое решение задачи, изящно поставленный эксперимент или тонкое рассуждение, но об этом трудно говорить, это столь же трудно выразить на словах, как и наши представления о красоте природы.
Полани говорит, что следует отказаться от идеала научной беспристрастности. Истина – личностная категория, относящаяся к убеждениям каждого конкретного человека. Личностное знание – это сплав личного субъективного и объективного. Полани утверждает:
Научное знание всегда есть личностное знание;
Идеал безличностного, беспристрастного, объективного знания вреден для познания мира;
Продуктивная идея, идущая от Пифагорейцев, что познание мира нужно осуществлять на принципах поиска красоты и гармонии, сегодня сильно подавлена в современной интеллектуальной культуре.
Особое внимание уделяет невыраженному или не явному знанию. Оно существует в любой человеческой сфере, в том числе и в Н. Их нельзя передать с помощью предписаний, а только личным примером от учителя к ученику (личный пример).
Задача Полани: абсолютная объективность, приписываемая точным наукам, принадлежит к разряду заблуждений. Всякая теория должна включать в себя такие характеристики, как красота, элементы личностного, страстного, чисто человеческого создания теории. Проповедует эвристическую страстность.
Введенное представление о неявных знаниях позволяет значительно обогатить и дифференцировать общую картину традиционности науки. В основе неявных традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов. Это существенно: одно дело, если вам продемонстрировали технологию производства предмета, другое - показали готовый предмет и предложили сделать такой же. Во втором случае предстоит нелегкая и не всегда осуществимая работа по реконструкции необходимых производственных операций.
Одно дело, например, заучить и повторить какую-либо фразу, другое - построить аналогичную фразу, используя другие слова. В обоих случаях исходная фраза играет роль образца, но при переходе от первого ко второму происходит существенное расширение возможностей выбора. В то время как простое повторение исходной фразы ограничивает эти возможности особенностями произношения, создание нового предложения предполагает выбор подходящих слов из всего арсенала языка.