1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПИКУРА. ЭТИКА ГЕДОНИЗМА

Материалистические взгляды Эпикура. Этика гедонизма

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Эпикур отсутствие телесного страдания В основе гедонизма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Эпикур — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.

В послеклассический период развития философии античности складывается Эллинистическая философия (III в. до н.э). Три главных философских течения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Они являются ничем иным, как субъективной разновидностью соответственно:

Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атомов (атомизм Демокрита). Характеристики атома - фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечное пространство, под воздействием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут "отклоняться" и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного "отклонения" атомов была введена Эпикуром для ограничения демокритова детермизма и обоснования свободы человека в этике. Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу.

По Эпикуру, цель жизни - достижение счастья. А счастье понимается как удовольствие, т.е. "отсутствие телесного страдания" или невозмутимость души.

В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к наслаждению и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Сам гедонический характер как правило не находит большого удовольствия в критическом анализе практики наслаждения и в формулировании основополагающих принципов; другое дело, посмаковать наслаждения - свои, уже испытанные или ожидаемые, и чужие. Так что всю "мораль" гедонизма без хитростей можно было бы выразить в двух словах: наслаждение приятно, - и тем самым остаться в рамках самого гедонического сознания и опыта. Но одно дело приятность наслаждения как психологический, жизненный факт и другое - психологический и нравственный опыт, в рационально- критическом анализе которого и проясняются этические контроверсии гедонизма. На языке нормативной этики суть этого умонастроения можно выразить так: "Наслаждение составляет цель человеческой жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему". Эту формулу можно преобразовать в императив практического поведения: "Поступай всегда так, чтобы ты по возможности мог непосредственно удовлетворять свои потребности и испытывать как можно большее (по интенсивности и длительности)