... > Философия > Материя и форма...

Материя и форма как первопричины у Аристотеля

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Метафизика» Формальная причина Материальная причина Четыре характеристики формы по Аристотелю Аристотелевская материя
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

«Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано новое понятие сущности. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл «чистыми формами», наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму.

Первые две причины суть образующие все сущее форма и материя. Причина, по Аристотелю, есть условие и основание. Для статического рассмотрения реальности материя и форма — достаточные условия ее объяснения. Конкретный человек есть материя — как плоть и душа — как форма. Рассматривая динамически, мы можем спросить: кто его родил, почему и как он растет и развивается? Значит, есть еще две причины — двигательная (родители) и финальная (цель, в направлении которой развивается данный человек)

Формальная причина

Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи.

Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей. Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы.

Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала - материя и форма. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие.

Четыре характеристики формы по Аристотелю:

  • форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее "нет видовой формы";

  • форма есть внешний образ вещи;

  • форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой;

  • форма есть суть бытия вещи: "суть бытия дана всякий раз в форме и действительности". Следовательно, форма не совпадает с вещью в ее полноте, а "обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь".

Материальная причина

Материя не может быть сущностью.

Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя-бесформенное и неопределенное вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким- либо из других свойств, которыми бывает определено сущее» .Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле- это «то, из чего вещь состоит» , и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю» , из которой состоят и возникают вещи , и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя-материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает.

Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить.

Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей. Аристотель понимал вещь, как составное целое, состоящее из субстрата-материи и сути бытия – формы. Вещь как «индивидуальная сущность» вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах.