1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. МИФ – ЛОГОС – НАУКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА

Миф – логос – наука: исторические предпосылки и условия формирования научного знания. Зарождение научно-теоретического способа мышления и социокультурные основания этого процесса

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

предпосылки становления науки перехода от мифа к логосу Исторические предпосылки перехода Формирование созерцательности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наиболее общие предпосылки становления науки (абстрактное мышление из донаучного сознания):

  • упразднение мифологической логики абсурда и переход к традиционной логики с ее законами тождества, непротиворечия, исключительного третьего, достаточного основания. Принципы: непротиворечивости, определенности, последовательности, доказательности;

  • Оформление таких способов познания, которые, опираясь на дискурсивные, рациональные основания, констатируют объекты ориентированного на получение знания об объективном сущем.

Условия перехода от мифа к логосу (это выражение принадлежит к Исиде):

  • отказ от так назыв. оборотнической логики мифа, которая препятствовала оформлению фундаментальных принципов науч. идеологии (инвариантность (независ. от субъекта), непротиворечивость, универсальность);

  • Замена духовно личностного отношения к действительности на объектно-субстанциональное;

  • Формирование естественного истолкования событий – качественный сдвиг в познаваемом процессе, который происходит под давлением к апеллированию к каждым надсубъектным основаниям, а исключительно к природным.

Исторические предпосылки перехода: (примерно VI в. до н.э.), происходил в условиях восточной цивилизации: Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Там были выработаны знания которым были свойственны эмпиричность, рецептурность, утилитарность, технологичность (знания на уровне навыков и умения). Но древневосточное знание отличалось отсутствием фундаментальности – ценность знания ради самого знания, исключительно прикладной характер. Отсутствие рациональности, т.е. абст–ти в соотв-м мышлении, эзотеризм – учение только посвященным, догматизм, сакральный характер, отсутствие доказательности, антидемократизм в принятии решений и обсуждение вопросов самого познания. Это знания на донаучной стадии. Подлинная «колыбель» науки – античная Греция (VI-IV век до н.э.).

Формирование созерцательности, абстрактно-умозрительного, художественного отношения к действительности, деление физики и механики, арифметики и логистики, способность к идеализации привело к особому типу мышления: рационализация и теоретизация, систематизация и дедуктеизация, доказательность. Это видно у Греков на формировании математики, но также и физики (теоретической).