1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЦИЕНТИЗМА, ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ. ИНТЕРНАЛИЗМ И ЭКСТЕРНАЛИЗМ В ТРАКТОВКЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАУКИ

Мировоззрение сциентизма, его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Сциентизм Социологический Культурологический Методологический Интернализм Экстернализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сциентизм:

  • отождествление спец.- науч. знания с единственно аутентичной формой познания (сущ-т одна наука, др. к ней притягиваются: наука – только естествознание);

  • антиисторизм;

  • натурализм;

  • эмпиризм;

  • элиминация философской и соц. – этической проблематики в связи с наукой.

Типы сциентизма: социологический, культурологический, методологический.

Социологический – это направление фил. науки и соц. науки XIX-XX вв., представители которого ориентируют исследования соц. науки на методологию наук естественных.

Выражался в попытках некритического, искусственного привнесения в чел. общество приемов естествознания. 1 этап – начало формирования сциентизма – с 30г. XIX в. Образ науки связывается с физикой – механизм, или биологией – организм. (Миль, Керре, Спенсер, Парето). 2 этап 20-50гг. XX в. Основная форма проявления – подчеркнутая форма базирования на неопозитивизме, на структурно-функциональном подходе. 3 этап – технологический, с 60х.г. Акцент на прикладные, соц. – инженерные функции соц. знания.

Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.

Культурологический – мировоззренческая установка по которой наука явл. высшей культурной ценностью, а прогресс науки обуславливает весь соц. и кул. прогресс человечества.

Наука-основа к науке, позиция религии, основа культуры. Эта форма сциентизма напрямую ведет к культу науки. Наука – суррогат религии, якобы, дающий ответ на все коренные проблемы бытия. Наука, в отличие от религии, проявляет свою силу в открытости и вне завершенности разрабатываемых ее постоянно меняющихся моделей реальности.

Методологический – гносеологическая установка, по которой методы науки признаются единственно возможными для познания или методы точных и естественных наук признаются универсальными.

Аппорциональность сциентизма и антисциентизма проявляется и в научной саморефлексии относительно вопроса развития самого научного знания. Здесь такая бинарность выражается в форме интернализма или экстернализма.

Интернализм – направление в историографии и теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.

Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и соц. институт явл. имманентной, органич. частью социокультуры, и следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.