Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием;
Первые анимистические представления (anima - дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. Потом они получили своеобразную трактовку в религиозных учениях - сознание есть проявление некой нематериальной субстанции - "души", обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.
В античной философии идеалистический взгляд был у Платона, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. В средние века сознание это над мировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.
У Декарта природа и дух представляют собой два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а духа - способность мыслить. Подобно тому как идея не имеет протяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыслить. Декарт истолковывает сознание как замкнутый в себе внутренний мир человека. Его взгляды оказали больш влияние на дальнейш решение проблем. сознания
Материалистическая линия понимания сознания прослеживается со времен древней философии. Античные мыслители (Демокрит, Эпикур; Лукреций Кар) учили, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздействия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию был воспроизведен французскими материалистами XVIII в. (Дидро, Гельвеций). Они понимали сознание как функцию мозга. Идеалистическое же направление Лейбниц, Канта и Гегеля. У Лейбница сознание как замкнутое в себе внутреннее образование предстает общим принципом, бытия. По Канту, сознание абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру и независит от действительности. Для Гегеля сознание - дух, который начинает в стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит до абсолютного знания.
Мыслители прошлого не смогли дойти до понимания сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного преобразования людьми действительности. Эти принципиально важные аспекты проблемы сознания были успешно осмыслены философией диалектического материализма. Будучи специфическим свойством мозга, сознание дает идеальное отражение внешнего мира. Оно возникло и развивалось в тесной связи с развитием мозга. Наше сознание является продуктом вещественного телесного органа - мозга.
В современной немарксистской философии многие мыслители придерживаются идеалистических воззрений на проблему сознания. Шопенгауэр, Бергсон, Ницше трактуют сознание как неотделимую от бытия реальность в формах "воли", "воли к власти", "жизненного разума"
Особую известность получило учение З. Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организованную систему с тремя сферами: "Оно" (глубинный слой бессознательных влечений), "Я" (сфера социального, посредник между бессознательным и внешним миром), "Сверх-Я" (социальность внутри сознания человека; инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура). Фрейд, по существу, редуцирует сознание к бессознательному, считая, что "Я" превращает обыкновенную волю инстинктов.
Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:
Познавательная;
Прогноза, предвидения, целепологания;
Доказательства истинности знания;
Ценностная;
Коммуникативная;
Регулятивная.