1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. МНОГОМЕРНОСТЬ И ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ

Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

анимистические представления античной философии Материалистическая линия понимания сознания В современной немарксистской философии учение З. Фрейда функции сознания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глу­бокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обла­дающие сознанием;

Первые анимистические представления (anima - дух) связывались с верованием людей в духов как в дви­жущее начало. Потом они получили своеобразную трактовку в религиозных учениях - сознание есть проявление некой нема­териальной субстанции - "души", обладающей самостоя­тельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

В античной философии идеалистический взгляд был у Платона, который впервые выделяет понятие идеального как некой противополож­ности чувственно-предметному, материальному. В сред­ние века сознание это над мировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

У Декарта природа и дух представляют собой два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а духа - спо­собность мыслить. Подобно тому как идея не имеет про­тяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыс­лить. Декарт ис­толковывает сознание как замкнутый в себе внутренний мир человека. Его взгляды оказали больш влияние на дальнейш решение проблем. сознания

Материалистическая линия понимания сознания прослеживается со времен древней философии. Античные мыслители (Демокрит, Эпикур; Лукреций Кар) учили, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздейст­вия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию был воспроизведен французскими материалистами XVIII в. (Дидро, Гельвеций). Они понимали сознание как функцию мозга. Идеалистическое же направление Лейбниц, Канта и Гегеля. У Лейбница сознание как замкнутое в себе внутреннее образование предстает общим принципом, бы­тия. По Канту, сознание абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру и независит от действительности. Для Гегеля сознание - дух, который начинает в стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит до абсолютного знания.

Мыслители прошлого не смогли дойти до понимания сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного преобразова­ния людьми действительности. Эти принципиально важ­ные аспекты проблемы сознания были успешно осмысле­ны философией диалектического материализма. Бу­дучи специфическим свойством мозга, сознание дает иде­альное отражение внешнего мира. Оно возникло и разви­валось в тесной связи с развитием мозга. Наше сознание является продуктом вещественного телесного органа - мозга.

В современной немарксистской философии многие мыслители придерживаются идеалистических воззрений на проблему сознания. Шопенгауэр, Бергсон, Ницше трактуют сознание как неотделимую от бы­тия реальность в формах "воли", "воли к власти", "жизненного разума"

Особую известность получило учение З. Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организован­ную систему с тремя сферами: "Оно" (глубинный слой бессознательных влечений), "Я" (сфера социального, по­средник между бессознательным и внешним миром), "Сверх-Я" (социальность внутри сознания человека; ин­станция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура). Фрейд, по существу, ре­дуцирует сознание к бессознательному, считая, что "Я" превращает обыкновенную волю инстинктов.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

  • Познавательная;

  • Прогноза, предвидения, целепологания;

  • Доказательства истинности знания;

  • Ценностная;

  • Коммуникативная;

  • Регулятивная.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.