1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. НАУКА - СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЯЗЫКИ, ФУНКЦИИ. РОЛЬ НАУКИ В УСЛОВИЯХ НТР

Наука - сущность, структура, классификация, языки, функции. Роль науки в условиях НТР

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Наука компонента Специфика Структура Классификация Функции НТР
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наука – есть сфера человеческой деятельности, задачей которой является получение и систематизация объективных знаний действительности.

Наука включает 3 компонента:

  • Сумма, полученная к данному моменту времени научных знаний образовавшая научную картину мира, относится не только завершенные знания (теории), но и также сырые знания (гипотезы и т.д.);

  • Наука – специфическая деятельность, целью которого является получение и обработка нового знания (экспериментальная и теоретическая деятельность);

  • Научные учреждения – научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.

Специфика научного знания:

  • Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, объекты научного познания должны рассматриваться объективно, т.е. независимо от личных пристрастий ученого;

  • Наука использует специальный научный язык, а именно научные понятия должны иметь точный однозначный смысл, в языке науки используется специальные символы, формулы, графики, чертежи, модели;

  • Наука применяет специальные технические средства исследования (приборы, инструменты);

  • Наука применяет специальные логические средства исследования (формы научного познания: идеи, принципы, законы, категории, проблемы, гипотезы);

  • Наука применяет специальные методы исследования (эксперимент);

  • Научные знания имеют особый характер, т.е. знание обобщенное, систематизированное истинное;

  • Наука имеет специфические способы обоснования истинности знания (эксперимент, согласуемость нового знания с уже имеющимися);

  • Наука организационно оформлена в виде научных учреждений;

Структура научного знания – в ней выделяют 2 уровня.

  • Эмпирический;

  • Теоретический.

Различаются между собой по 3 показателям: - по характеру предмета исследования – на эмпирическом уровне изучаются явления, и устанавливается эмпирическая зависимость; на теоретическом уровне изучается сущность и формирование теоретических законов; - по типу применяемых средств исследования – на эмпирическом уровне используются как материальные, так и логические средства исследования; а на теоретическом уровне используются только логические; - по методам исследования – на эмпирическом уровне – наблюдение.

Классификация наук: I.Выделяют 3 большие группы наук по особенности предмета исследования:

  • Естественные – изучают природу и ее законы (физика, химия, математика, биология);

  • Общественные – изучают общественную жизнь и ее законы (философия, история, социология, политология, психология);

  • Технические – изучают технические устройства и техническую деятельность (механика, сопромат).

II.Выделяют 2 группы наук по отношению науки к практике: 1.Фундаментальные – изучают законы природы и общества в чистом виде; 2.Прикладные – изучают возможность использования данных фундаментальных наук уже на практике для решения конкретных задач;

Функции науки – выделяют 2 группы функций выполняемых наукой:

  • Познавательные;

  • Социальные.

К познавательным относится: - информационная – заключается в сборе накопления и систематизации знаний; - объяснительная – заключается в проникновении в сущность изучения предметов; - предсказательная – заключается в предвидении нового на базе имеющегося знания; - конструктивно-созидательная – проявляется в определении способов приобретения действительности.

К социальным относится: - культурно-мировоззренческая - проявляется в том что наука помогает каждому человеку вырабатывать правильный научно-обоснованный взгляд на мир и на место человека в мире; - философия науки как непосредственной производительной силы – проявляется в следующем: научные открытия, внедряемые в производство приносят экономический эффект; - философия науки как активной социальной силы – проявляется, что наука пронизывает все сферы жизни.

Роль науки в условиях НТР. НТР – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Основные направления НТР:

  • Применение компьютеров, и на их основе автоматизация производства, контроля за производством, управления производством;

  • Использование новых видов энергии (ядерной, солнечной и др.);

  • Освоение космоса;

  • Развитие химической промышленности;

  • 5.Разработка принципиально новых технологий (аэродинамический способ прядения, бесшовный способ скрепления деталей).

Современные этапы НТР: 1.Развитие микроэлектроники; 2.Появление суперкомпьютеров, с большим объемом памяти; 3.Биотехнологии (искусственное выращивание тканей и клеток); 4.Использование высокой сверхпроводимости; 5.Нанотехнологии;