Наука - сущность, структура, классификация, языки, функции. Роль науки в условиях НТР
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Наука – есть сфера человеческой деятельности, задачей которой является получение и систематизация объективных знаний действительности.
Наука включает 3 компонента:
Сумма, полученная к данному моменту времени научных знаний образовавшая научную картину мира, относится не только завершенные знания (теории), но и также сырые знания (гипотезы и т.д.);
Наука – специфическая деятельность, целью которого является получение и обработка нового знания (экспериментальная и теоретическая деятельность);
Научные учреждения – научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.
Специфика научного знания:
Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, объекты научного познания должны рассматриваться объективно, т.е. независимо от личных пристрастий ученого;
Наука использует специальный научный язык, а именно научные понятия должны иметь точный однозначный смысл, в языке науки используется специальные символы, формулы, графики, чертежи, модели;
Наука применяет специальные технические средства исследования (приборы, инструменты);
Наука применяет специальные логические средства исследования (формы научного познания: идеи, принципы, законы, категории, проблемы, гипотезы);
Наука применяет специальные методы исследования (эксперимент);
Научные знания имеют особый характер, т.е. знание обобщенное, систематизированное истинное;
Наука имеет специфические способы обоснования истинности знания (эксперимент, согласуемость нового знания с уже имеющимися);
Наука организационно оформлена в виде научных учреждений;
Структура научного знания – в ней выделяют 2 уровня.
Эмпирический;
Теоретический.
Различаются между собой по 3 показателям: - по характеру предмета исследования – на эмпирическом уровне изучаются явления, и устанавливается эмпирическая зависимость; на теоретическом уровне изучается сущность и формирование теоретических законов; - по типу применяемых средств исследования – на эмпирическом уровне используются как материальные, так и логические средства исследования; а на теоретическом уровне используются только логические; - по методам исследования – на эмпирическом уровне – наблюдение.
Классификация наук: I.Выделяют 3 большие группы наук по особенности предмета исследования:
Естественные – изучают природу и ее законы (физика, химия, математика, биология);
Общественные – изучают общественную жизнь и ее законы (философия, история, социология, политология, психология);
Технические – изучают технические устройства и техническую деятельность (механика, сопромат).
II.Выделяют 2 группы наук по отношению науки к практике: 1.Фундаментальные – изучают законы природы и общества в чистом виде; 2.Прикладные – изучают возможность использования данных фундаментальных наук уже на практике для решения конкретных задач;
Функции науки – выделяют 2 группы функций выполняемых наукой:
Познавательные;
Социальные.
К познавательным относится: - информационная – заключается в сборе накопления и систематизации знаний; - объяснительная – заключается в проникновении в сущность изучения предметов; - предсказательная – заключается в предвидении нового на базе имеющегося знания; - конструктивно-созидательная – проявляется в определении способов приобретения действительности.
К социальным относится: - культурно-мировоззренческая - проявляется в том что наука помогает каждому человеку вырабатывать правильный научно-обоснованный взгляд на мир и на место человека в мире; - философия науки как непосредственной производительной силы – проявляется в следующем: научные открытия, внедряемые в производство приносят экономический эффект; - философия науки как активной социальной силы – проявляется, что наука пронизывает все сферы жизни.
Роль науки в условиях НТР. НТР – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Основные направления НТР:
Применение компьютеров, и на их основе автоматизация производства, контроля за производством, управления производством;
Использование новых видов энергии (ядерной, солнечной и др.);
Освоение космоса;
Развитие химической промышленности;
5.Разработка принципиально новых технологий (аэродинамический способ прядения, бесшовный способ скрепления деталей).
Современные этапы НТР: 1.Развитие микроэлектроники; 2.Появление суперкомпьютеров, с большим объемом памяти; 3.Биотехнологии (искусственное выращивание тканей и клеток); 4.Использование высокой сверхпроводимости; 5.Нанотехнологии;
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.