Виды духовного освоения мира: наука, искусство, религия (их сходства и различия)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основные формы общественного сознания: наука, мифология, религия, экономическое сознание, правосознание, философия, нравственность, бытовое сознание, художественное мышление, творчество.
Наука и философия :
философия породила науку (философия играет методологическую роль науки);
наука это источник за счет, которого развивается философия.
Наука и мифология :
наука выросла и из мифологии (это самый первый источник);
науч. фантастика и есть соотношение науки и мифологии;
соврем. наука, соц. психология, социология, политология способны управлять общ. сознанием;
существование политических мифов дает хорошие результаты.
Наука и религия
Религия это совокупность компонентов: религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения, религиозный опыт. Религиозное сознание – концептуализируемое сознание (излагается само вероучение, богословие, религиозная философия).
Резко противопоставлять науку и религию неверно.
Наука и экономическое сознание
Экономическое сознание это производная от науки.
Правосознание – включает юридическое и политическое общественное сознание. Юриспруденция – законотворчество, исполнение законов. Юрид. Сознание зависит от науки.
Наука и нравственность
Антиподы потому, что у них принципиально разные функции. Учение о нравственности – этика, это сверхнормативная форма общ. сознания.
Наука и бытовое сознание
Бытовое сознание – это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и так далее. Поэтому трудно проследить их связи.
Наука и искусство
Ориентированы на открытия, новизну. Используются и там и там знаковые средства.
Требование к науки чтобы она давала объективную истину. Главная идея науки быть объективным знанием, что порождается в субъективных условиях.
Человеческие измерения научного познания
Следует учитывать человеческие измерения научного познания: оценку, коммуникацию, психологическую сторону, соц. психологическую сторону.
Когнитивный план – оценка значимости результатов;
Социальный план - влияние этих результатов на общество;
Когнитивные оценки явл. главными и выносятся науч. сообществом;
Наука не может существовать вне обмена информацией, и для коммуникаций наука параллельно должна обладать собственным науч. языком.