... > Философия > Наука и религия....

Наука и религия. Вера и знание

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Наука и религия западной науки истины относительные. атеистические Положения Библии Религиозные модели знание
Вера Вера Faith-вера Belief-вера
Знание (дискурсивного) знания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наука и религия

Отношение западной науки к религиям менялось от эпохи к эпохе. Можно выделить три основных этапа взаимодействия института «открытой науки» и религии. Первый этап длился от античности до эпохи Возрождения и характерен союзом науки и религии. Если не считать редких исключений, ученые Античности и Средневековья всегда объясняли конечные причины явлений исходя из религиозных принципов. Так, учение Аристотеля о природе вещей органически сплавлено из религиозных и научно-физических идей. Второй этап, начавшийся с конца ХV в. и длившийся до середины ХХ в., отмечен острым конфликтом науки и монотеизма. Третий этап наступает в наши дни и является своего рода отрицанием отрицания первого этапа. Он знаменуется сближением науки и религии.

Как же возник конфликт теоретико-экспериментальной науки Европы и космоцентрической религии? В нем, вероятно, повинны и наука, и христианская религия, поскольку и та, и другая желали установить свою монополию на окончательную истину. Однако любая наука, равно как и любая религия, суть истины относительные.

Среди видных ученых распространяется убеждение, что базовые принципы естественно-научной картины мира нагружены общекультурным содержанием и несут в себе отпечаток религиозных установок ученых, будь то установки пантеистические, теистические или атеистические. Если это так, то точнее было бы говорить не о конфликте между экспериментально-теоретической наукой и религией «вообще», а о конфликте между религиозно-мировоззренческими убеждениями ученых, среди которых верх берет та или иная группировка.

Наука и религия имеют немало общего, даже если не упоминать о таких формах их взаимопроникновения, как алхимия, астрология и эниология. Религия не только вера, но и особое знание, равно как и наука не сводима к эксперименту и логическому мышлению и непременно опирается на особую веру.

Через веру в истинность своей гипотезы ученый стремится отыскать фактические и логические доказательства ее состоятельности. Он доверяет мнениям других ученых, иначе ему пришлось бы все доказывать самому. Он верит в возможность открытия незримых сущностей и законов, а также доверяет экспериментально устанавливаемым данным.

Если верно, что по мере расширения предмета познания до масштабов космоса и жизни резко возрастают требования к постигающей эти целостности научной интуиции, то понятно, почему так быстро сужается круг авторов, обладающих талантом создавать адекватные предмету модели и учения. Всеохватывающие концепции и доктрины творят в одиночку. Создав такого рода учение, его автор отдает его на суд публики, а последователи учения сплачиваются в конфессиональную лигу. Дух школы в науке не менее значим для ее эволюции, чем дух религиозной конфессии для развития церкви. Наука и религия как формы познания становятся соизмеримыми, когда обращают внимание на их вершины и отвлекаются от их прозы.

Положения Библии все более подтверждаются фундаментальными открытиями современной науки. С большой долей вероятности можно говорить об ошибочности той научной теории, которая, по существу, противоречит словам Писания о трансцендентном бытии.

Логически ошибочно противопоставлять иррациональный аспект религиозного верования рациональному аспекту научно-теоретического знания, а нормативное в религии − гипотетическому в науке. Иррациональное в религии следует сопоставлять с иррациональным в науке, а рациональное и гипотетическое в религии – с таковыми же в науке. Тогда между религией и наукой обнаруживается существенное тождество − тождество различных.

Религиозные модели аналогичны научным. И религия, и наука экстраполируют известное на неизвестное, стремятся наглядно представить ненаблюдаемое, пользуются символами, прибегают к критическому анализу.

Отчеты свидетелей об обстоятельствах древних откровений и сути проповедей пророков имеют ту же силу, что и свидетельства о любых иных событиях древности. Если, например, допустить, что история о жизни и суждениях Иисуса Христа является вымыслом, то следует также сомневаться в историчности Сократа. Ведь ни Христос, ни Сократ не писали сочинений и не оставили нам своих письменных указаний. Кто же тогда высказал те великие идеи, авторство которых традиция упорно приписывает этим гениям?

Антагонистическое противостояние западной науки и монотеизма уходит в прошлое, укрепление их союза − дело будущего века.

Вера

Вера есть состояние сознания, соответствующее обладанию правдой жизни.

Предметами веры могут быть либо объекты внешнего чувственного опыта, либо внутреннее умозрительное бытие.

Д. В. Пивоваров предложил различать веру духовную и плотскую. Он обратил внимание на неопределенность, связанную с понятием «вера»: «…в англоязычных странах духовное и сакральное отношение к истине обычно обозначают термином «фэйтх» (Faith), а светское отношение – термином «билиф» (Belief). Из-за отсутствия в русском языке их простых аналогов эти термины приходится переводить неопределенным словом «вера». Поскольку в последние годы русский разговорный язык быстро наполняется прежде всего англоязычной терминологией, то целесообразно ввести в него два родовых понятия – «фэйтх-вера» и «билиф-вера» ».

Д. В. Пивоваров дает определения этим понятиям.

Faith-вера – влечение человеческого духа к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение разнопорядковых сущностей.

Belief-вера – способность ума без достаточного основания (без всеобщего доказательства) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания.

Знание

Согласно Аристотелю, Гегелю, знание – опосредованное освоение сущности. С точки зрения Платона, Н.О. Лосского и др., мистическое знание – непосредственное созерцание сущности.

Соотношение веры и знания

Противопоставлять в качестве истинных когнитивных противоположностей следует не всякую веру и знание, но лишь faith-веру (непосредственное духовное знание) и дискурсивное (опосредованное) знание.

Понятия плотской веры и опосредованного (дискурсивного) знания — это два логически независимых концепта (понятия). Напротив, понятия духовной веры и непосредственного (интуитивного) знания логически тесно связаны и, по сути, тождественны.