1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. НАУКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА

Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Научное познание и его специфика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Наука Специфика научного познания Наука как соц институт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наука - система соц-но организованной деят-ти людей, направленная на на произв-во новых знаний о природе, об общ-ве и мышлении и осуществляющее на основе их объективной интерпретации опережающей отраж-ие действит-ти.

Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Научные знания – это матрица науки.

Научное сообщество - совок-ть исслед-лей со специализированной и сходной науч-ой подгот-кой, единых в поним-ии цели науки и ее отнош-ия к соц-й среде.

Наука как соц институт - система обществ-х организаций и учрежд-й.

Наука как форма общественного сознания возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физ. и сформировалась особая группа людей - ученые. Предпосылки для появления науки сложились на Древнем Востоке: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, сущ-ие в мысли. Тем самым античность открыла рациональность. Осн. функцией научной деятельности стала объяснительная. Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышение благосостояния общества и совершенствования производства. В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации произв. процессов. Познание становится центральной проблемой фил. В XVIII-XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой и общественная полезность.

Наука возникла из практики и развивалась на ее основе, под влиянием общественных потребностей, прежде всего потребностей мат. производства. Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием.

Специфика научного познания

Исторически наука исходит от обыденного знания, представленного в определенных формах: рецептивное (хар-ное для искусств, ремесел), протонаука (подготовительный этап становления науки) и паранаука (алхимия, астрология, теология).

Научные знания начинаются тогда, кода реальность, т.е. факты выступают предметом исследования, причем за совокупностью фактов признается закономерность – всеобщая и необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить, обосновать почему данное явление протекает так, а не иначе. Науку в классическом смысле слова можно рассматривать в единстве 3-х аспектов: 1) науку как систему знаний; 2) науку как деятельность; 3) науку как социальный институт.

Наука - это система социально-организованной деятельности людей, направленная на производство новых знаний и осуществление на их основе объективной интерпретации действительности осуществляется опережающее отражение действительности. Она включ в себя: ученых с их квалификацией, научные учреждения с их оборуд-нием, сис-му научной инф-ции. Научные знания – это матрица науки.

Специфика научного познания - в отличиях от обыденного знания:

  • Целенаправленность научного познания, т.е. оно направлено на решение определенных задач и целей. Цель научного познания - получение новых, более глубинных знаний;

  • Истинность и обоснованность. Научным стали называть истинное и обоснованное знание. Высшая ценность науч-го позн-ия - объективная истина;

  • Системность. Формы систем разные: классификация, доказательство, аксиомы, системы понятий, теорий, гипотез, законов закрепленных в языке;

  • Точность, определенность. Отсюда - специализированный научный язык. Язык естественный или, что более характерно, - искусственный (математическая символика, химические формулы и т.п.);

  • Наличие специализированных средств познавательной деятельности: методы, формы обоснования знаний т.п;

  • Опережающее отражение действительности. Наука способна выходить за рамки обыденного опыта, практического освоения;

  • Специальная подготовка исследователя. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей;

Кроме выше названных есть и др.: непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики и др.