Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания. Наука и вненаучное знание в современной культуре
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.
Основные особенности научного познания:
Основная задача – обнаружение объективных законов;
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина;
Наука в большей мере чем остальные формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике;
Науч. позн.– сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез;
в процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты;
Науке присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов.
Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурными особенностями научной деятельности являются: универсальность; уникальность; не стоимостная производительность; персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны); дисциплинированность; демократизм; коммунальность.
В исторической динамике науки, начиная с XVII столетия, последовательно складываются 3 типа научной рациональности и, соответственно, можно выделить 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее преемственное развитие:
1. Классическая 2. Неклассическая 3. Постнеклассическая
Наука и паранаука: Наука представляет собой своеобразный конгломерат научного и ненаучного знания. Демаркация между наукой и ненаукой производится на основе критерия достаточной обоснованности знания (научное знание в отличие от ненаучного включает логически обоснованную, систематически выведенную, а потому отчетливо выраженную всеобщую истину). «Научность», фиксирующую основополагающие принципы науки, следует связывать со способом удостоверения истины согласно канонам рациональности. К числу таких канонов относится доказательность, аргументированность, обоснованность, непротиворечивость.
Паранаучные образования отличаются по своей природе и часто выполняют противоречащие функции – от положительного влияния на развитие науки до полного ей противостояния. Наиболее влиятельные направления паранауки – лженаука, девиантная наука, а также околонаучная экзотика и «вульгарная» наука. Итак, паранаука имеет множество проявлений, как правило, они не выступают «в чистом виде», а переплетаются между собой. Кардинальный вопрос, вставший перед методологией науки – критерии селекции паранаучных высказываний. В ряде случаев паранаука разоблачается элементарными средствами формальной логики и здравого смысла, однако этими способами различение науки и паранауки не исчерпывается.