1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (И.КАНТ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ)

Немецкая классическая философия (И.Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Иммануил Кант «вещь в себе» Георг Вильгельм Фридрих Гегель Абсолютная идея Людвиг Фейербах «антропологическим материализмом»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Надежды просветителей на создание общества, основанного на идеалах Свободы, Равенства, Братства, скоро развеялись. Вместообразцового «царства разума» почти все народы Европы в конце XVIII в. оказались втянуты в распри и войны. Провал просветительской программы переустройства общества на разумных основаниях обусловил постановку в философии вопроса о способностях и границах разума. Исследованием этого вопроса занимался основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант.

Процесс познания Кант представлял следующим образом. Объективно существующий мир воздействует на органы чувств человека и вызывает хаос ощущений. Этот хаос человек приводит в порядок, выстраивает из него целостное представление о мире благодаря врожденным способностям чувственного восприятия и осмысления чувственного опыта. Кант полагал, что объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи философ называл феноменами - «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятием ноумен – «вещь в себе». Получается, что разум из воспринятого чувственного материала сначала конструирует картину мира, а потом ее и изучает, а не сам мир. Таким образом, Кант показал ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель стремился восстановить пошатнувшуюся веру в разум как верховного законодателя во всех областях действительности. Он создал философскую систему, которая оправдывала несовершенную действительность, примиряет человека с ней, внушала оптимистические надежды на будущее. Гегель задался целью разглядеть за первоначально кажущимся хаосом быстротекущих событий единую логику развития, общие закономерности, которым подчиняются явления как материального мира, так и мышления. По Гегелю основой мира является духовная субстанция – Абсолютная идея (Мировой разум). Гегель, прослеживая историю развития Абсолютной идеи, создал теорию диалектики как стройную систему принципов, законов и категорий. Гегель считал, что ценность человеческой жизни невысока, относительна, а абсолютную ценность имеет лишь идея.

Людвиг Фейербах подверг критике философскую систему Гегеля. Он называл свою философию «антропологическим материализмом», т.к. основой философских исследований должен быть человек и природа. Человек у него – природное существо, а связи между людьми носят природный, внеисторический характер. Фейербах – материалист и атеист. Он старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии сотворил Бога. Однако критики религии не означала попытку её упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя.